МАТЕРИЯ И ДВИЖЕНИЕ ЧТО ТАКОЕ МАТЕРИЯ

МАТЕРИЯ И ДВИЖЕНИЕ.ЧТО ТАКОЕ МАТЕРИЯ

Первый философский вопрос встает переднами сразу же, как только мы задумываемся, что представляет собой окружающий мир. Окинем мысленным взором предметы и явления природы. Здесь мельчайшие ча-стицы и гигантские звездные системы, простейшие одноклеточные организмы и высокоорганизованные живые существа. Предметы различаются величиной, формой, цветом, плотностью, сложностью строения, составом и множеством других свойств. Природа чрезвычайно многообразна, ей присущи самые различные качества. Можно ли в этом многообразии найти нечто общее, объединяющее все явления мира?

С давних времен философы и естествоиспытатели стремились найти первооснову всех предметов и явлений действительности.

Одни видели эту первооснову в воде: все возникает из воды и все в нее вновь превращается, говорил древнегреческий философ Фалес. Другие — в воздухе, огне, земле. Знаменитый философ Древней Греции Демокрит считал, что все тела состоят из мельчайших неделимых частиц — атомов, как бы «первокирпичиков» Вселенной. Но, обнаружив в начале XX века атом, ученые убедились, что он имеет чрезвычайно сложное строение. Вслед за атомом были открыты электрон, протон, нейтрон и множество других «элементарных»,частиц. Они тоже сложны и никак не могут быть названы простейшим «строительным материалом», из которого состоят все тела. Неисчерпаемое богатство природы невозможно свести к простым «первокирпичикам». До каких бы мельчайших элементов мироздания ни доходило наше познание, каждый из них вскоре обнаруживает сложность внутренней структуры.

Тем не менее все предметы и явления природы, как бы ни были они сложны и какими бы свойствами ни обладали, имеют нечто общее, способное их объединить. Все они имеют самостоятельное существование, или, говоря философским языком, бытие, и являются для человека объектами, на которые направлены его мысли и практическая деятельность. У всех у них одно общее свойство — существовать независимо от того, что мы о них думаем и думаем ли мы о них вообще. Именно по этому признаку марксистская философия объединяет их одним общим понятием — материя. Как видим, было бы пустым делом искать некую «чистую» материю, материю «вообще». Она существует в виде бесконечного множества конкретных предметов и явлений, каждое из которых есть частичка единого материального мира.

А как удостовериться, что то или иное явление существует независимо от нашего сознания, что оно материально? Мы делаем это прежде всего с помощью наших ощущений. Разумеется, далеко не все можно осмотреть или ощупать: радиоволну не потрогаешь руками, ультразвуковое колебание не воспринимается ухом, магнитного поля не обнаружишь органами чувств. Но их обнаруживают с помощью приборов, об их существовании свидетельствуют данные науки. Материя, какой бы необычный вид она ни принимала, в конце концов дает о себе знать через ощущения.