Крупным последователем ат Тахтави

Крупным последователем ат-Тахтави в области политической и философской мысли были Касим Амин, о котором мы уже говорили как о певце равноправия женщин, и политический деятель Ахмед Лютфи ас-Сейид. Их идеями во многом руководствовался Саад Заглюль - лидер революции 1919 года и основатель буржуазно-помещичьей партии "Вафд". Временное торжество вафдизма было отражено в египетской конституции 1923 года.

Египет провозглашался "суверенным, свободным и независимым государством", что отвергало идею "государства" - общины мусульман во главе с султаном-халифом. Было установлено равенство египтян перед законом, хотя шариат подразумевал, что мусульмане должны стоять выше христиан, иудеев и зороастрийцев. Наконец, статья 23 конституции гласила: "Вся власть исходит от народа и находит свое выражение в конституционном режиме, предполагающем разделение законодательной и исполнительной власти".

Казалось, наступил апофеоз либеральных идей, осененных тенью Рифаата ат-Тахтави. Казалось, Египет становится частью Европы. Но в который раз п протянутой египетскому народу руке вместо хлеба оказался камень.

Вырождавшиеся египетские либералы сознательно обманывали массы. Конституционные положения были такой же демагогией, как и предвыборные р#чи и манифесты.

"Суверенное, свободное и н< мое государство" бы-

ло по-прежнему оккупировано английскими войсками, и договор 1936 года, формально признпм не ыиисимостьстраны, оставил иностранных солдат на ее территории. Равенство египтян перед законом в условиях иопиющего социального неравенства выглядело насмешкой над миллионами лишенных человеческих прав и низведенных до положения безгласных животных феллахов и городской бедноты. "Всю власть" в стране сохранили английское посольство и двор, всемогущий бюрократический аппарат, а легальные партии погрязли в политических махинациях и грызне из-за теплых местечек. Конституция и либеральные лозунги были словами, в лучшем случае отвечавшими нуждам верхов и модернизированного сектора египетского общества, полуколониального капитализма, в худшем - просто болтовней. Зависимый, полуколониальный египетский капитализм не мог обеспечить ни экономического подъема, ни улучшения жизни масс.