Новый р пя мусульманского общества

Все подробности Games for children and adults у нас на сайте.

Новый р,пя мусульманского общества термин "свобода" не мог ускользнуть от внимания ат-Тахтави. Для мусульманских правоведов термин "свобода" означал лишь юридическое состояние, противоположное рабству. Вслед за французскими мыслителями ат-Тахтави считал свободу естественным состоянием человека, которое обеспечивается равенством людей перед законом. Поэтому власть не может быть неограниченной, не может быть оправдываема ссылкой на волю аллаха. Она должна быть ограничена представительным парламентом. "Французский король - не абсолютный владыка, который может делать все, что ему угодно, - писал ат-Тахтави. - Он остается королем до тех пор, пока действует в соответствии с законами, принятыми с помощью членов различных ассамблей... Парламент защищает права народа".

Не будем судить слишком строго увлечения ат-Тахтави с высоты исторического опыта прошедших полутора веков. Не будем ссылаться на наш марксистский анализ буржуазного парламентаризма. Просто попытаемся взглянуть на него глазами просвещенного египтянина XIX века.

Напомним, что, с точки зрения мусульманских правоведов, источник власти и закона - аллах. С точки зрения идеологов французской революции, источник власти и закона - нация. Хотя и то и другое положения - юридическая фикция, дающая правовое оформление господства правящего класса - ближневосточных феодалов в первом случае и западноевропейской буржуазии - во втором, между двумя системами политической мысли и государственного права лежит пропасть. Построить через нее мосты стало долговременной и трудной задачей египетских либералов.

Описывая революцию 1830 года во Франции, ат-Тахтави отмечал отделение церкви от государства, намекая тем самым на возможность разделения светской и духовной власти и в Египте, а отсюда - на независимость Египта от турецкого султана-халифа. Он рассказывал своим египетским читателям о роли в обществе политической организации. Впервые в истории египтяне узнали, что и у "райя" (подданные, стадо, быдло) есть возможность образовать блок для защиты своих интересов, сплотиться вокруг общих политических и экономических принципов. Ведь, согласно шариату, преданность подданных султану должна быть безграничной, а о договорных правах "райя" не могло быть и речи. Ат-Тахтави писал о свободе вероисповедания и гласности судопроизводства, о демократии и правах человека в те времена, когда египтяне о них ничего не слышали, и в стране, где не было места ни для конституции, ни для прав народа, ни для демократии.