Движение египетских марксистов

Движение египетских марксистов до 1952 года страдало отсутствием реалистического, трезвого подхода к оценке внутреннего положения в стране, слабым учетом, а в ряде случаев просто игнорированием важных особенностей египетского народа, например, его религиозности. Отсутствие единой марксистской партии, множественность марксистских организаций и кружков, наличие в них разногласий, в том числе часто непринципиальных, как и другие слабые стороны коммунистического движения в Египте, не позволили его участникам сыграть роль общепризнанных и авторитетных руководителей национально-освободительной борьбы в Египте накануне 23 июля 1952 года".

Примерно полтора десятилетия в Египте продолжался эксперимент революционно-демократической власти. Одна из его бросающихся в глаза особенностей состояла в том, что практика явно имела перевес над теорией. Насеровский режим провел земельную реформу, национализацию иностранного капитала, крупной и части средней египетской буржуазии, а теоретическое осмысление реформ произошло позднее. Пойдя на разрыв с коммунистами и левыми, обрушив на них репрессии, египетские революционные демократы пришли затем к необходимости сотрудничества с ними. Марксистскими идеями оказались окрашены многие теоретические установки насеровских антикапиталистических мер. Но сближение революционных демократов с марксистами происходило неровно, со срывами и не было доведено до конца.

Выступая в 1960 году в Порт-Саиде, Насер так определил свое понимание "социалистического общества": "Если мы объявляем, что будем двигаться по направлению к кооперативному демократическому социалистическому обществу, то следует добиться, чтобы наш народ чувствовал - мы делаем все для осуществления его надежд. Что такое кооперативное социалистическое демократическое общество? Это общество, в котором повышается жизненный уровень, существует социальная справедливость, ликвидированы феодализм и эксплуатация, господство капитала, изыскиваются возможности для каждого человека, живущего в этой стране. Нет господ и рабов. Все мы - граждане одной республики. Мы равноправны и чувствуем собственное достоинство".