Но так ли соответствует египетская

Но так ли соответствует египетская действительность прогнозам нашего умного и эрудированного исследователя? Нет ли у нас поспешности в выводах? Не выдаем ли мы желаемое за действительное? Не попадаем ли мы, давая такие оценки, в плен расхожих утверждений, что, мол, "модернизм" всегда побеждает "традиционализм"? Побеждать-то он в конечном счете побеждает, но только за какой исторический срок и везде ли? А как быть с опытом Ирана, Пакистана, Саудовской Аравии? Кроме того, есть модернизм и "модернизм". Я подразумеваю под вторым как раз псевдокапиталистическое развитие, враждебное национальным интересам. Защищаясь от этой "модернизации", многие уходят в крепость традиционализма. И если "уже в начале XX века многие представители интеллигенции стали отходить от идеалов панисламизма и мусульманской реформации", то обнаружилась удивительная картина - в тридцатые - сороковые годы отходить они стали не вперед, не к более глубокому реформизму, а назад, к отрицанию необходимости реформ, даже поверхностной европеизации.

Спустя полвека после высадки британских войск в Египте Таха Хусейн - видный египетский литератор, педагог, ставший министром образования в последнем правительстве' "Вафда", - опубликовал книгу "Будущее культуры в Египте", ставшую манифестом либеральных египетских "западников". Он выражал желание потерпевшего поражение народа быть принятым миром, который господствовал над ним, желание использовать культурную мимикрию для оправдания его самобытности с помощью уничтожения границы между Египтом и его оккупантами, утверждая, что Египет - часть Запада. Известные слова Киплинга "Восток есть Восток, Запад есть Запад, вместе им не сойтись" не касались Египта. Таха Хусейн пытался убедить своих читателей в том, что египетский разум - это не восточный разум, он ближе к Европе, чем к Китаю, Японии, Индии и странам, которые их окружают. Египет принадлежал к средиземноморской цивилизации. Его собственные иллюзии и отсталость не позволили ему жить в соответствии с его собственной природой. "Мы должны быть в состоянии, - говорил Таха Хусейн египтянам, - заставить европейцев чувствовать, что мы смотрим на вещи, как они смотрят на них, оцениваем их, как они их оценивают, судим о них, как они о них судят". По мнению Таха Хусейна, ислам не выглядел проблемой. Секулярист, который перестал интересоваться религией, франкофон по своей культуре, Хусейн тогда считал, что ислам не арабизировал Египет. Точно так же как христианство, другая восточная религия, обратило в свою веру Европу, не "овосточив" ее, так и ислам дал Египту религию, но оставил его западную суть нетронутой.