С точки зрения социально политической

С точки зрения социально-политической мысли эти арабские радикалы обходили Насера и насеризм слева или, точнее, пытались обойти.

Левые радикалы типа аль-Азма критиковали арабские прогрессивные режимы в большей степени, чем реакционные, не задумываясь над тем, а была ли уместной такая критика и была ли реальная альтернатива революционно-демократическим режимам. От реакции, мол, нечего и ждать, она сама себя разоблачает. Но прогрессивные режимы производят много шума и мало реальных действий. "Арабская революция, - гремели леваки, - не была ни социалистической, ни революционной". Арабы лишь создавали видимость революционных перемен, перенимали некоторые внешние черты социализма, а глубоко под своей кожей они якобы ничего не меняли.

В этом смысле эксперименты, предпринятые Египтом и Сирией, были половинчатыми и спорными: арабские революционные демократы так и не решили, чего они хотят - ' социализма или государственного капитализма, ограниченной земельной реформы или аграрной революции. Хотела ли арабская революция сохранить жизнь арабского индивидуума в рамках законов, кодифицированных много столетий назад, и делать упор на ценности, почерпнутые из прошлого, или же она хотела создать "новый правовой порядок", взятый из научной социалистической мысли? Если с арабских государств, заявляющих о социализме, сорвать покров мистифи-к.щии и не обращать внимания на поднимаемый ими шум, то они оказываются традиционными государствами, утверждали ловып рпдикалы ^то объясняет ту энергию, которую эти режимы трптили на чистую софистику, на мельчайшие аргументы о соответствии их версий социализма исламу, о том, являются ли они аутентичной формой социализма, который обходится без классовой борьбы, предпочитая ей кооперативный путь к социализму... Аль-Азм и его единомышленники с сарказмом говорили, что арабские государства, не имея воли и решимости проводить социалистическую политику, производили социалистический шум в то время, как базис их общества оставался в основном традиционным.