Торговое проникнопонио Европы

Торговое проникнопонио Европы на Ближний Восток в XIX веко притчю к момилонию прослойки "левантийцев" (от слова Левант) - посредников, компрадоров. Они могли быть греками, армянами, евреями, палестницами, сирийцами, порой египтянами. Дух нового левантизма означает, что местные нувориши, египтяне по происхождению, общаясь с Западом, сдают ему все национальные позиции в области культуры, обычаев, нравов.

Беспрецедентный отток капиталов из Египта' (как и со всего Ближнего Востока) на Запад сопровождается перемещением элиты, предпочитающей одновременно жить в двух мирах - в своем и западном. Из перенаселенного мегалополиса Каира, от ограничений, налагаемых традиционным обществом, египетские нувориши легко могут путешествовать на Запад, приобретать квартиры в Париже или в Нью-Йорке. Но это не "утечка мозгов" - отъезд ученых, врачей, инженеров, остающихся на Западе. Это как раз промежуточное положение. Оно определяет и готовность новых левантийцев в случае социальной или политической опасности переселиться на Запад, и их нежелание думать о завтрашнем дне своей родины, проводить реформы даже во имя закрепления на долгий срок своей власти, привилегий. "Никогда в истории цивилизации возможности бегства не были такими легкими, - считает ливанский исследователь Фуад Аджами. - Вряд ли можно вообразить японское возрождение в XIX веке, если бы господствующая японская элита имела перед собой те возможности бегства, которыми обладает арабская элита. Японская революция сверху оказалась действенной, потому что самураи, осуществившие ее, делали ее ^\ля своего собственного мира и были эффективными носителями национальной культуры".

Английский социолог ливанского происхождения Альберт Хаурани писал еще в сороковых годах: "Быть левантийцем - значит жить в двух или более мирах одновременно, не принадлежа ни к одному из них. Быть в состоянии принимать внешние формы, которые определяют принадлежность к определенной национальности, религии или культуре, без действительного обладания ими. Это означает не иметь более собственной системы ценностей, а только имитировать чужую, и даже не имитировать правильно, ибо такая имитация предполагает определенную оригинальность. Это означает не принадлежать ни к какому обществу и не иметь ничего общего с обществом. Это проявляется в чувстве потерянности, в претенциозности, в цинизме и отчаянии.