В Египте исламизация совпала с

В Египте исламизация совпала с арабизацией, но сохранилось значительное меньшинство христиан-коптов, ставших тоже частью египетских арабов. Исламизация турок, их переход от шаманизма в мусульманство были тотальными, если не считать небольшую группу христиан-гагаузов, живущих вне Турции, но значительное курдское меньшинство не было отуречено.

Египтяне в VI веке до нашей эры оказались под пятой у иноземных завоевателей. Турки никогда не были под властью иностранцев. Египет в течение четырех веков входил в состав Османской (турецкой) империи, превратившейся при своем упадке в худший, хищнический вид колониализма. Фактически освободившись в XIX ноке от османского владычества, Египет создал собственную эфемерную империю. Оба государства, потеряв в XX веке сиои владения, сохранились примерно в национальных гр-1

И Египет и Турция начали процоос модернизации и европеизации примерно в начале XIX века, но для обеих стран результаты неутешительные. Хоги Турция зашла по пути модернизации гораздо дальше Египта, обе страны вступили в полосу кризиса, пытаясь достичь современного уровня развития и сохраним, свою национальную самобытность, обе, хотя и с разной интенсивностью, переживают подъем исламского фундаментализма.

Идеи египетских либералов-националистов, прозападни-ков и "фараонистов" после краткого увлечения ими университетской молодежью и интеллигенцией были отброшены, хотя их перепевы встречаются и в наши дни.

Все разговоры о славе и величии фараонов оказались чуждыми большинству населения, для которого ислам был религией и образом жизни, правовой нормой и идеалом. Ставка на "фараонизм" была проигрышной в глазах прагматически настроенных политических деятелей, а проповедь "озападнивания" была дискредитирована сотрудничеством либеральных партий с англичанами.

Замаскированные, половинчатые наскоки на некоторые догмы религии встретили такое дружное и бешеное сопротивление представителей религиозных кругов - от улемов-богословов мусульманского университета Аль-Азхар до возникшего в 1928 году движения "Братьев-мусульман" и консервативных идеологов и публицистов, что его адепты тут же отступили, смущенно и робко оправдываясь.