Высказывание Альберта Хаурани

Высказывание Альберта Хаурани (скорее идеологию левантизма, а не ее конкретны" носителей. Египетские новые левантийцы, неокомпрадоры, в полной мере обладая претенциозностью и цинизмом, не чувствуют себя ни потерянными, ни отчаявшимися. Торгашеский инстинкт и цинизм левантийца-космополита как раз защищает их от отчаяния, так как они не чувствуют ни национальных привязанностей, ни национальной ответственности. Отчаяние, сомнения остаются уделом какой-то части прозападной интеллигенции. Ориентированная на Запад, купленная стипендиями, возможностью работы или учебы за границей, она все же обладает достаточным кругозором и знаниями, чтобы болезненно переживать свой разрыв с национальными корнями, чтобы видеть, по какой опасной дороге мчится автомашина неокомпрадорства, "инфитаха".

Понимают ли египетские лидеры, какую ненависть вызывают "жирные коты инфитаха" у бедствующего населения? Какую опасность для режима представляет разрыв неокомпрадоров с национальными традициями, образовавшийся идеологический вакуум? Пожалуй, понимают, хотя и не в полной мере. Поэтому Садат постоянно апеллировал к исламу, к мусульманским чувствам не только для удара по левым, патриотическим силам, но и для оправдания "инфитаха" ссылками на мусульманские авторитеты и на божественное предопределение. Он постоянно использовал цитаты из Корана и сунны, защищая социальное неравенство против религиозных эгалитаристов или марксистов и революционных демократов и находя поддержку у официального суннитского духовенства.

В 1975 году шейх Аль-Азхара Абдель Халим Махмуд вступил в разгоревшийся в печати спор о том, соответствует ли принципам ислама дух капиталистического стяжательства, вынеся решение в пользу режима. "Ислам всегда был за частную собственность, дискуссия о равенстве - ересь, тот, кто умирает без частной собственности, - мученик", - заявил он. Фетвы шейха Аль-Азхара по поводу права на собственность и против марксизма составили целую книгу. Когда его консервативные взгляды стали оспариваться и появились сообщения о богатстве и тайной предпринимательской деятельности некоторых ведущих богословов из Аль-Азхара, власти пресекли эти дискуссии, запретили само упоминание о неправедных делах мусульманского духовенства. Для режима шейх был "живым символом всех мусульман, и нападение на него недопустимо".