Левых арабских радикалов и в Египте

Левых арабских радикалов и в Египте и за его пределами объединяло презрение к традициям: их - говорили они - необходимо отбросить, если люди хотят преодолеть свое нынешнее положение, свою отсталость... Подобно многим интеллигентам из других стран Азии и Африки, воспринявшим леворадикальные взгляды, аль-Азм и его единомышленники в Египте считали, что разрушение традиций и создание будущего - неразделимый процесс: пока не завершено первое, все кончается тщетно... Насеровский режим, по их мнению, оставил нетронутыми все главные основы традиционного порядка, а после поражения 1967 года был вынужден отступить перед волей консервативных государств и тех слоев египетского общества, которые никогда не принимали его левой политики.

Поражение арабов в войне 1967 года они сравнивали с поражением царской России в войне с Японией в 1904 году. В победе Японии и Израиля над огромными, но спящими историческим сном Россией и арабским миром аль-Азм видел "триумф энергии над массами, преданности и труда над помпой, церемониями и ритуалами власти". Поражение русского флота он считал аналогичным поражению египетских военно-воздушных сил. Но Россия извлекла урок из поражения. Произошла революция 1905 года, а затем и Октябрьская революция. Поражение 1967 года должно было бы привести к подобному же процессу в арабском мире. Но арабские радикалы с разочарованием увидели, что этого не произошло. А полупобеда 1973 года в арабо-израильской войне дала консерваторам мощное оружие, чтобы бороться против глубоких социально-экономических перемен.

Для части революционной молодежи либерализм уже был анафемой, синонимом западного колониализма, а исламский фундаментализм - мрачной силой средневековья. Националистические идеи, по их мнению, потерпели неудачу, как и революционная демократия насеровской эпохи. Египетские левые радикалы стали искать другой источник вдохновения. "Если провалился панарабизм и если прежние попытки включить арабский мир в либеральный порядок Запада ни к чему не привели, то почему не обратиться к методам, которые сработали на Кубе, во Вьетнаме?" - спрашивали они. Они начали искать ответы на свои вопросы у классиков марксизма-ленинизма, но чаще у "новых левых" Запада.