В аргументации Люиса Авада были

В аргументации Люиса Авада были явно уязвимые места. Кое в чем он порохпатип чпри" край Я ужо не буду здесь говорить о знаменитом ПФНМНОКОМ положении о двух сторонах национализма угнотоннои нации. Или о позиции многих арабских прогрессивных мыслителей, которые считают, что есть арабская нация и в ее рамках различные народы. Сравнение арабского национализма с нацизмом было, конечно, публицистической крайностью. Один из критиков Авада назвал его статью "мрачной атакой на арабский национализм". Его противники утверждали, что в трудный период истории мыслители вправе обращаться к великим достижениям лрошлого, чтобы вернуть народу уверенность в своих силах, подразумевая, что можно "перегибать" во славу нации, что у арабского национализма нет никакой расистской основы.

Нет расистской основы? - парировал Люис Авад, а что такое книга Наджи Мааруфа из Багдадского университета "Арабское происхождение ученых, принадлежность которых относят к другим народам мусульманского Востока"? В ней имена 313 арабоязычных ученых из мусульманских стран, живших с VII по XI век, вопреки всем известным фактам приводится "научное" доказательство, что они были арабами по крови.

Позицию Авада пытались объяснить тем, что он - копт. "Я - египтянин, и это не зависит от моей религии, - отвечал он критикам. - Копты и мусульмане в Египте - один народ. У них общий язык, общая история, общий этнический тип. Есть египетская нация, отличающаяся от других арабских наций".

Но как бы то ни было, его позицию больше поддерживали египтяне-копты, чем мусульмане. Их аргументы сводились к тому, что они ни "за", ни "против" арабского национализма и арабского единства. Весь вопрос в том, что это будет за единство и какие права они сохранят.

Правда, Люис Авад сразу понял, что, сравнивая в запальчивости некоторые идеи арабских националистов с нацистскими, он дал оружие в руки сионистской пропаганды. Его оппоненты справедливо возражали, что евреи до образования государства Израиль играли видную роль в Египте, Ираке, Марокко, Йемене, в Сирии. Некоторые евреи занимали министерские посты, были сроди них артисты и литераторы, не говоря уже об их роли в экономике и финансах. И Авад сам отмечал, что в арабских странах евреи не знали тех преследований, которым они подвергались в Европе.