В 1962 году на Конгрессе народных

В 1962 году на Конгрессе народных сил, который завершился принятием Хартии национальных действий, Насер привел перечень различий, которые якобы существовали между научным социализмом и "египетским социализмом". "Наш социализм полностью соответствует нашим особым условиям, - говорил он. - Мы не переносим автоматически тот опыт, который есть в мире по строительству социализма. Есть существенная разница между социализмом нашим и между марксистско-ленинским социализмом, которая зафиксирована в Хартии национальных действий.

Марксизм-ленинизм не верит в религию. Мы верим в нее. Мы верим в аллаха.

Марксизм требует перехода от диктатуры реакции к диктатуре пролетариата. Мы не говорим о том, что передаем диктатуру одного класса диктатуре другого класса. Мы переходим от диктатуры реакции к диктатуре всего народа.

Марксизм-ленинизм требует ликвидации эксплуататорских классов насильственными средствами. Мы говорим: мы ликвидируем наши трудности без пролития крови и предоставляем эксплуататорским классам возможность жить благородной жизнью.

Марксизм-ленинизм отвергает личную собственность, частную собственность. Мы же верим в существование неэксплуататорской собственности наряду с эксплуататорской собственностью. Мы против лишь эксплуататорской собственности.

Марксизм и коммунизм предписывают национализацию земли. Наш социализм не предписывает национализации земли. Мы верим в личную собственность - частную собственность на землю".

Оценивая эту речь египетского президента, И. П. Беляев и Е. М. Ппимаков пишут: в выступлении Насера "было очень много от искреннего непонимания существа марксизма-ленинизма, которому приписывались некие требования об обязательном насильственном, чуть ли не физическом уничтожении эксплуататоров или обязательной национализации земли, отрицание личной собственности, ее идентификация с частной собственностью и так далее. Однако на некоторых положениях насеровского заявления лежала печать тактических соображений, и они отнюдь не отражали его действительного образа мыслей. Насер своими заявлениями пытался притупить возможную остроту сопротивления внутренней реакции".