Эти слова опьяняли тогда как

Эти слова опьяняли тогда, как опьяняют и в наши дни, египетских лиОералов. В условиях Египта ат-Тахтави не удержался на идеях суверенитета нации и "представительного парламента". В качестве образца вслед за Монтескье он избрал Англию. Наиболее подходящей формой правления для Египта он находил совещательную монархию, при которой суверен принимает решения после консультации с высшими сановниками. Источник закона у него уже король, а не нация.

Идеи французской революции были чужды египетскому традиционному обществу. Чтобы предупредить их отрицание с порога, ат-Тахтави прибег к старому, испытанному способу внедрения заимствованных идей, выдавая их за собственные, мусульманские. Европейские формы общественного устройства не только не противоречат исламу, утверждал он, но издавна известны мусульманам, а идеи французской революции вполне согласуются с Кораном, и приводил десятки ссылок на Коран и сунну в подтверждение своих воззрений.

Одним из первых ат-Тахтави высказал мысли о египетском национализме, о нации - незнакомых прежде египтянам понятиях. По его толкованию, патриотизм означал любовь к обновлению, строительству, укреплению Египта.

От внимания "имама западников" не ускользнули и зачатки политэкономии. Он писал, что труд - основа богатства, создаваемой стоимости, осуждал чрезмерную эксплуатацию крестьян и батраков. Он выступил в защиту буржуазной собственности и буржуазного предпринимательства. Повторяя Эразма Роттердамского, он полагал, что религия и мирские дела не противоречат друг другу.

Идеи ат-Тахтави поддержали египетские просветители меньшего калибра. Они были не борцами, а именно просветителями, видя свое призвание в распространении светского образования, научно-технических знаний и новых социально-политических идей. Поэтому мы можем повторить вслед за западным исследователем Ф. Габриэли: "И сегодня историк должен быть благодарным арабской журналистике на стыке двух веков, как первому значительному проявлению арабского возрождения. Когда сейчас читаешь произведения этих авторов, то часто за выспренним восточным стилем то отчетливее, то слабее слышишь голоса Руссо и Вольтера, Джона Стюарта Миля и Гюго, Гарибальди и Мадзини".