У египтян было меньше иллюзий

У египтян было меньше иллюзий по отношению к намерениям Запада. Со второй половины XIX века они почувствовали на себе, что такое финансовый грабеж европейских держав. Страну оккупировала Англия, превратившая ее в свою полуколонию. Европа стала объектом ненависти египетских националистов, не перестав быть объектом восхищения и зависти. Вырванные из контекста слова Александра Блока кажутся написанными прямо о Египте: "Россия - сфинкс, ликуя и скорбя и обливаясь черной кровью, она глядит, глядит, глядит в тебя и с ненавистью и с любовью".

Одним из способов национального самоутверждения была идея о том, что Египет - не часть арабского мира, что он занимает особое место в арабо-исламской цивилизации, якобы даже стоит от нее особняком, естественно, выше других. Египетские либералы с западным образованием еще с конца прошлого века стали отделять Египет от арабов, вспоминая времена фараонов. Эти идеи разделяла плеяда литераторов, публицистов, политических деятелей, которые сформировались в Египте в начале и в первые десятилетия XX века.

Лидер революции 1919 года, основатель партии "Вафд"

Саад Заглюль считал национальной задачей освобождение Египта, включая Судан, из-под пяты англичан и достижение ими независимости. В своих речах он иногда даже нападал на арабский национализм, хотя чаще просто игнорировал его. "Египет - дпя египтян!" Дальше этого лозунга, выдвинутого еще в конце прошлого столетия, географические и политические рамки вафдистов и других египетских националистов в двадцатые - тридцатые годы не раздвигались.

"Только феллахи, - говорили вафдистские агитаторы, надеясь привлечь на свою сторону массы избирателей, - имеют право называть себя египтянами и являются законными хозяевами страны". Даже египетским бедуинам-кочевникам вафдисты отказывали в этом праве. "Феллахи - прямые наследники древних обитателей этой долины. Лучшими чертами своего характера они обязаны рабам фараона, строителям пирамид. Нация феллахов, без различия веры, едина. Ее объединяет стремление к коллективному труду и жизни сообща, удесятеряющее ее силы" - таково было дальнейшее развитие аргументации сторонников "Вафда".