Как быть со своим собственным

Как сделать Выпускной альбом для 4 класса.

Как быть со своим собственным языком - дело самих арабов. Иностранцу трудно, а зачастую невозможно судить о таком грандиозном деле, как коренная языковая реформа. Но пока идут споры, значительная часть египтян остается неграмотной, оторванной от письменного языка, от книг и газет, а значит, и от культуры. Формальная статистика утверждает, что в Египте грамотна примерно треть взрослого населения. Но я не верю этой статистике. Крестьянский мальчик, проходивший четыре - шесть лет в школу, где он познал азы в общем-то чужого для него литературного арабского языка, возвращается в свою среду, где слышит только диалект, на нем говорит и благополучно забывает почти все, чему его учили. Он знает грамоту, он статистически грамотная единица общества, но фактически он неграмотен. Что касается девочек, то многие из них вообще не ходят в школу.

"... Сыны мои, офицеры и солдаты! Сыны Египта! Лучшие солдаты на земле! Потомки великих фараонов! Славные сыны арабов!" - так начинался приказ генерала Шазли, начальника египетского генштаба, о форсировании Суэцкого канала и штурме "линии Барлева" 6 октября 1973 года.

Я только что писал о том, что египетские арабы в исламе забыли свое фараоновское прошлое. А здесь, в ответственнейшем, историческом приказе, - "потомки великих фараонов"! Нет ли тут противоречия?

Вплоть до XIX века фараоновская эпоха, древнеегипетское прошлое молчало. Были немы тысячи и тысячи иероглифических надписей на стенах, памятниках, могилах, папирусе, и ни один человек на земле не мог их прочитать. Египетским арабам были чужды древние храмы и пирамиды, изуродованные еще коптами. И сейчас, и сегодня египетский крестьянин считает, что пирамиды построены джиннами, а двести лет назад это было убеждение едва ли не всех.

Европа в те годы с презрительным высокомерием превосходящей военной и экономической мощи и общественной организации смотрела на "деградирующий" Восток. Для молодого, полного сил и энергии капитализма Восток был объектом колониальной экспансии, военного и экономического грабежа. Но Европа была любопытна. Она порождала не только грубых солдат, колониальных чиновников, алчных торговцев, но и ярких, самоотверженных путешественников, географов, блестящих востоковедов, философов, историков, археологов, филологов. Правда, даже чисто научное изучение Востока несло в себе зачастую не осознанную самими исследователями "сверхзадачу" - утвердить мысль о том, что западная цивилизация - это венец развития всего человечества, что нынешнее ее превосходство окончательное, а это дает неоспоримое, почти божественное право распоряжаться судьбами мира. Но доведенное до конца выполнение этой "сверхзадачи" несло в себе зародыши самоуничтожения. Раскрыв прошлое народов Востока, забывших его, европейские востоковеды вернули им возможность гордиться великими предками, вдохнули дополнительную уверенность в своих силах, в способность сопротивляться надменному Западу и в конечном счете сбросить его колониальное иго.