Несколько раз он побывал в Египте

Несколько раз он побывал в Египте. Первым из людей, возможно, за две тысячи лет он смог читать надписи, сделанные иероглифами. Всю жизнь он работал с такой одержимостью и страстью, что скончался в возрасте сорока двух лет.

Открытие Шампольона позволило удлинить писанную историю человечества почти на три тысячи лет, то есть почти вдвое! Но это были дополнительные три тысячи лет именно египетской истории, и памятники великой древности апеллировали к умам и сердцам египетских арабов, мечтавших о возрождении своей родины.

Знакомство с блеском и величием фараоновского Египта стало питать египетский национализм. Я не оговорился - египетский, а не арабский.

Много египетских мыслителей претендуют на роль его отца. Но если не отцом, то во всяком случае его предтечей или крестником был не кто иной, как... Наполеон Бонапарт. В напыщенном обращении к египетскому народу, составленном на арабском языке французскими востоковедами и мальтийцами, он провозглашал: "Вот уже много веков эта клика (мамлюков. - А В.)... угнетает лучшую в мире страну... При могущественном содействии всевышнего отныне и впредь любой житель Египта сможет занимать высшие должности и добиваться высших почестей. Наиболее образованные, справедливые и умные из вас будут управлять делами, и таким образом улучшится положение всего народа".

Основная идея прокламации Наполеона - это противопоставление угнетенных арабов-египтян мамлюкам. Она выдвигалась конечно же с корыстными целями: создать базу для сотрудничества между французами и египетскими арабами, между французскими колонизаторами и угнетенным населением.

Османская империя знала подразделение людей на религиозные общины - миллеты, но не знала деления по национальному признаку. Арабы-мусульмане принадлежали вместе с турками к одному миллету, копты - к другому, греки - к третьему, армяне - к четвертому. Под религиозными одеждами складывались элементы нации, но для арабов дело осложнялось господством религиозного мировоззрения, наличием в их среде христианских меньшинств и принадлежностью их к народам с разными историческими традициями, не говоря уж о разном этническом типе.