От низшего к высшему от простого к сложному
Имеет ли развитие природы и общества какое-то направление? Или они движутся по кругу вечно повторяя один и тот же неоднократно проделанный путь, и в этом замкнутом круговороте нет никакого прогресса?
Простой жизненный опыт, не говоря уже о данных науки, позволяет заключить, что в развитии материального мира есть прогресс. Это видно на примере живой природы. Уже один факт ее появления доказывает, что от низших, простых, неорганических форм природа способна перейти к высшим, более сложным, органическим формам. Живая природа прошла длительный путь восходящего развития от бесструктурного живого вещества и простейших одноклеточных организмов до человека. Каждый этап в этом восхождении как бы отрицал предыдущий, а затем сам отрицался последующим этапом. Происходило своеобразное отрицание отрицания.
Отрицание в учении о развитии не означает полного уничтожения всего содержания старого. Во-первых, более простые явления нередко продолжают существовать наряду с новыми, более сложными. Так происходит, к примеру, в живой природе: наряду с высокоорганизованными животными в природе существуют и простейшие. Во-вторых, и это главное, в самом процессе прогрессивного развития новое, возникая из старого, как бы впитывает в себя все то положительное и ценное, что было в старом.
В живой природе каждый новый вид воспроизводит полезные признаки, накопленные предками в процессе эволюционного развития.
В истории общества каждый новый социальный строй возникает не на пустом месте, а на основе усвоения материальных и духовных богатств, созданных в предшествующие эпохи.
После победы Великой Октябрьской социалистической революции нашлись ультрареволюционеры», которые предлагали уничтожить всю старую культуру на том основании, что она-де буржуазна, и создать «пролетарскую культуру», не имеющую ничего общего с прошлым. Наиболее ретивые предлагали даже Пушкина «выбросить за борт». В. И. Ленин подверг их суровой
критике. Он показал, что пролетариат является хранителем и достойным продолжателем прогрессивных демократических традиций культуры прошлого. Социалистическую культуру нельзя создавать на пустом меесте. Чтобы развивать ее и двигать вперед, надо обогатить свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество.
Таким образом, отрицание не означает отсутствия связи, преемственности в развитии. Явление, которое возникает в результате отрицания, сохраняет все ценное, что было на предшествующей стадии, и в то же время выступает как нечто новое, более богатое по содержанию. Именно благодаря этому развитие при роды, общества и познания — это не топтание на месте, а прогресс, движение вперед.
Поскольку положительное содержание низших ступеней развития удерживается на высших, постольку в цепи последовательных отрицаний возможно повторение некоторых черт предшествующего развития. Происходит как бы возврат к старому на более высокой ступени прогресса. Вот пример. В условиях первобытного строя господствовала общественная собственность на средства производства. Затем произошло ее отрицание. Возникли частная собственность и эксплуатация человека человеком. С победой социалистической революции частная собственность отрицается. Вновь устанавливается общественная собственность на средства производства, но на другой, нежели в первобытном обществе, несравненно более высокой основе.
Приведенный пример позволяет понять, что прогрессивное развитие — это не восхождение по прямой линии, а сложный циклический процесс, напоминающий движение по спирали.
Развитие есть цепь отрицаний, через которые осуществляется восхождение от низшего к высшему, от простого к сложному.