КАТЕГОРИЯ ДИАЛЕКТИКИ

КАТЕГОРИЯ ДИАЛЕКТИКИ

Универсальная взаимосвязь явлений вечно развивающегося мира отражается в законах и категориях диалектики. С основными законами диалектики мы уже познакомились: это — единство и борьба противоположностей, переход количественных изменений в качественные, отрицание отрицания. Остановимся кратко на некоторых категориях диалектики, то есть на самых общих понятиях, выражающих наиболее общие связи и отношения объективной действительности.

Общее и особенное. Присмотритесь к окружающим предметам, и вы обнаружите, что каждый из них обладает своими специфическими, только ему присущими особенностями. Невозможно найти двух абсолютно одинаковых предметов. Даже листья с одного дерева различаются какими-либо признаками.

В то же время в мире нет предметов и явлений, которые не обладали бы общими чертами с другими предметами и явлениями. Листья березы, несмотря на различия, имеют общие признаки, позволяющие отличить их от листьев вяза или ясеня. В свою очередь все деревья —от карликовых берез до гигантских баобабов — несут в себе некоторые общие, черты, позволяющие объединить их единым понятием «дерево». Какими бы своеобразными и неповторимыми особенностями ни отличались те или иные предметы, все они материальны, и в этом заключается то общее, что присуще им всем.

Очевидно, общее и особенное тесно взаимосвязаны. Общее существует только в особенном и через особенное. Всякое особенное есть одновременно и общее. В самом деле, понятие «человек» — это то общее, что связывает всех людей независимо от их индивидуальных особенностей. Но нет «человека вообще». Есть лишь конкретные люди, и каждый индивидуум воплощает в себе единство особенного (Иванов, Петров, Сидоров) и общего («человек»).

Категории общего и особенного помогают осознать единство мира в его многообразии. Эти категории важны и для понимания развития тех или иных явлений. Всякое развитие, как в природе, так ив обществе, связано с появлением чего-то нового, особенного. И вместе с тем оно происходит по общим законам.

Причина и следствие. Эти философские категории дают о себе знать во исех областях. Понимание их смысла необходимо и для занятий любой наукой, и в общественной практике.

Когда одно явление вызывает к жизни другое, то первое называется причиной, а второе—следствием. Так, нагревание или охлаждение вещества является причиной изменения его агрегатного состояния.

В реальной жизни связь причин и следствий далеко не проста. Одна и та же причина может вызвать различные следствия в зависимости от условий. С другой стороны, то или иное явление может быть результатом различных причин. Причину не следует путать с поводом. Известно, например, что поводом к первой мировой войне стал выстрел в Сараево, в результате которого был убит наследник австро-венгерского престола Франц Фердинанд. Причины же войны коренились в межимпериалистических противоречиях.