[1]

Причинность носит всеобщий характер. Иными словами, нет и быть не может беспричинных явлений и событий. Этот вывод наглядно подтверждается всей историей науки. Конечно, человечество в своем развитии всегда будет встречаться с явлениями, причины которых до поры до времени неизвестны. Однако углубление познания (так не раз было в прошлом) позволяет установить эти причины.

Раскрытие причинно-следственных связей — необходимая предпосылка научного исследования. Пока причина какого-либо явления не раскрыта, неясна и его природа. В истории медицины, например, так обстояло дело с туберкулезом, пока не были открыты «палочки Коха».

Процесс развития представляет собой сложное переплетение причин и следствий. При этом они нередко могут меняться местами. Французская буржуазная революция была следствием развития капитализма в недрах феодального строя. Вместе с тем она стала причиной утверждения капиталистического строя. Бесконечная цепь причин и следствий выражает взаимодействие явлений мира. В. И. Ленин отмечал, что причинность представляет собой «лишь маленькую частичку всемирной связи». Эта связь раскрывается с помощью всей совокупности философских категорий.

Необходимость и случайность. Эти категории полярно противоположны. Необходимое проявляется обязательно, оно выражает нечто важное, существенное. Случайное же может быть, а может и не быть, оно несущественно для того или иного процесса. Однако необходимость и случайность тесно взаимосвязаны.

Попадая в почву, семя прорастает. Процесс развития растения идет по биологическим законам. Это— необходимый процесс. Но где и как он происходит, всякий раз зависит от множества случайных обстоятельств. Одно семя попало в плодородную почву, другое — в бедную. Для одного растения до

статочно тепла и влаги, оно быстро созревает и дает плоды. Другое же хиреет и вянет.

Необходимый биологический процесс зарождения, роста и развития растительного или животного организма пробивает себе дорогу через массу случайностей, окружающих этот организм.

Случайность выступает как форма проявления и дополнение необходимости. Это ясно видно на примере многих научных открытий. Известно, что радиоактивность урана была открыта французским ученым Беккерелем случайно: урановая соль по стечению обстоятельств оказалась в одном шкафу с фотопластинкой. Однако ясно, что, не будь этой случайности, радиоактивность все равно была бы обнаружена. Открытие было подготовлено развитием науки, стало необходимостью. Не один, так другой случай привел бы к тому же результату.