[1]
Но посудите сами, как можно избежать ответа на вопрос об отношении бытия и сознания? Это невозможно сделать. И не случайно философы, пытающиеся «преодолеть односторонность» материализма и идеализма, на деле проповедуют чистейший идеализм. Сначала они заявляют, что основной вопрос философии будто бы лишен смысла и задача философии состоит в анализе «чувственных данных». Но потом выясняется, что под «чувственными данными» имеются в виду ощущения и восприятия. Чувственные данные, то есть ощущения и восприятия, выступают как единственная реальность. Следовательно, основной вопрос втихомолку уже решен в пользу идеализма: ощущения и восприятия рассматриваются как первичные по отношению к материальной действительности.
Выше уже говорилось, что и материализм и идеализм связаны с интересами определенных классов. Первый опирается мл науку и выражает интересы передовых, прогрессивных классов общества. Второй смыкается с религией и объективно защищает интересы консервативных и реакционных классов.
Конечно, было бы упрощением считать, что все идеалисты сознательно защищают интересы реакционеров. Среди них есть и такие, которые занимают прогрессивные позиции по многим вопросам общественно-политической жизни. Многие философы-идеалисты, например, ведут активную борьбу за мир. Здесь речь идет о том, что само содержание идеалистических учений, хотят ли того их авторы или не хотят, служит интересам реакционных классов.
Между материализмом и идеализмом идет острая и непримиримая борьба за умы людей. На первый взгляд может показаться, что эта борьба имеет весьма отдаленное отношение к экономическим и политическим вопросам, к той классовой борьбе, которая кипит в обществе. В действительности это не так. Каждое из двух основных направлений стремится сформировать у людей определенное мировоззрение, определенный строй мышления. А от этого зависит понимание политических задач. Поэтому борьба материализма и идеализма в конечном счете связана с борьбой классов.
Отсюда ясно, что вопрос об отношении бытия и сознания является основным не только потому, что от его решения зависят все прочие философские вопросы, но и по другой причине. В решении основного вопроса философии обнаруживается партийность философской теории, ее связь с классовой борьбой в обществе, с политикой.
Партийность диалектического материализма состоит в том, что он выражает интересы рабочего класса. Буржуазные философы утверждают, будто партийность диалектического материализма препятствует объективному научному познанию мира. Но это не так. Рабочий класс заинтересован в научном познании закинув действительности,, так как это нужно ему для переустройстве мира. Поэтому классовый интерес в данном случае не мешает, а, наоборот, содействует научному, объективному познанию. Иное дело — буржуазная партийность. Она действительно препятствует научному, объективному подходу к познанию мира.