ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ

ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ

Материализм и идеализм — две основные линии, два противоположных направления, два непримиримых лагеря в философии.

Водораздел между ними — это различное решение вопроса об отношении материи и сознания. Коренной принцип материа-лизма —признание первичности материи и вторичности созна-иия. Бытие определяет сознание, говорят материалисты, опираясь на всю общественную практику и на естествознание. Напротив, коренной принцип идеализма—признание первичности сознания: и вторичности материи, бытия.

Ввиду исключительной важности вопроса об отношении материи и сознания для определения философских позиций он получил название основного вопроса философии. В зависимости от ответа на него решаются и все другие вопросы мировоззрения. В самом деле, если признается первичность материи, ее независимость от сознания, то естественно рассматривать движение, пространство и время как объективные формы бытия материи. Если же считать, что материя вторична, производив от сознания, то движение, пространство и время приходится рассматривать как формы сознания, духа. Или возьмите вопрос о законах науки. Материалистическое решение основного вопроса философии прямо ведет к признанию объективности законов. Идеалистическое— вынуждает считать законы либо проявлением мировога разума, либо результатом деятельности человеческого сознания. Нет такой философской проблемы, решение которой не зависело бы от решения основного вопроса философии.

Основной вопрос философии имеет и вторую сторону: как наше сознание относится к миру, или, другими словами, познаваем ли мир? И в решении этого вопроса обнаруживается противоположность материализма и идеализма. Материалисты уверенно говорят: да, мир познаваем. Среди идеалистов по этому вопросу нет единодушия. Большинство из них, в том числе большинство современных буржуазных философов, отрицает познаваемость мира, по сути дела проповедуя бессилие человеческого разума. Некоторые идеалисты, не отрицая возможности познания, не соглашаются, что познание — это отражение материи в мыслящем мозгу человека. По их мнению, познание заключается в приобщении к миру чистых идей, в постижении деятельности абсолютного духа, мирового сознания, иными словами, бога. Ясно, что такое понимание познания не нацеливает на исследование объективных законов природы и общества.

Некоторые философы, стремясь замаскировать сущность своих взглядов, утверждают, что они-де не принадлежат ни к материалистам, ни к идеалистам; что они поднялись выше противоположности двух основных направлений в философии.