ЧЕЛОВЕК ЧЕЛОВЕКУ-ДРУГ ТОВАРИЩ И БРАТ

ЧЕЛОВЕК ЧЕЛОВЕКУ-ДРУГ, ТОВАРИЩ И БРАТ

Быть коллективистом — это значит также любить людей, желать им добра. Как нравственные качества коллективизм и гуманизм — близнецы. «Человек,— говорил М. И. Калинин,— должен любить людей. Если он людей будет любить, то ему будет жить лучше, веселее будет жить, ибо никто не живет так худо, как мизантроп-человеконенавистник».

Мы являемся свидетелями глубокой человечности советских людей. Вот кто-то уступил свою очередь на получение квартиры товарищу; девушка-комсомолка с риском для жизни выхватила ребенка из-под колес поезда; дружинник принял на себя удар хулигана, предназначенный для другого.

Гуманные поступки важны не только с точки зрения конкретных результатов. У тех, к кому были обращены внимание и забота, окрепла вера в людей, в справедливость нашего коллективистского строя. И каждый из них в свою очередь будет стараться помочь другим. Так гуманные поступки вызывают своеобразную «цепную реакцию».

Меру чуткости и заботы о людях нельзя определить какими-то правилами. Нужно просто всегда помнить о необходимости уважать достоинство человека. Это основное требование гуманизма.

Истории известно множество примеров высокого благородства и человечности в отношениях между людьми. Но. гуманизм практически исключался из отношений между человеком и официальным обществом.

При социализме принцип «человек человеку — друг, товарищ и брат» становится нравственным принципом всего общества. Социалистический гуманизм ярко сказывается в заботе государства о благе и всестороннем развитии личности, заботе человека о процветании Родины, о своих товарищах.

Наш гуманизм требует от человека быть рыцарем в лучшем смысле этого слова: вежливым и чутким, внимательным и предупредительным к людям. Если на твоих глазах обижают слабого, ты обязан защитить его; твой долг — окружить любовью и заботой своих родителей; уважать старших за полученные от них блага жизни, знания и опыт; помочь младшим вырасти сильными и честными людьми. Все это элементарные требования нашего общежития. Но и в них можно вложить глубокое содержание, исполняя свой долг не по обязанности, а любовно и душевно.

Любить людей — это значит также быть к ним требовательным, помогать им избавиться от недостатков, от всего, что их принижает. Мыслима ли настоящая дружба без прямоты? Нет, в отношениях, построенных на взаимном «прощении грехов», на «недоговоренности», неизбежны фальшь и лицемерие.

Наш, социалистический гуманизм не имеет ничего общего с. той всеобщей «любовью во Христе», которую лицемерно проповедует буржуазная мораль. Именно любовь к людям заставляет нас всеми сила-ми души ненавидеть тех, кто обрекает трудящихся на жестокую эксплуатацию, угнетает народы, угрожает человечеству ужасами войны. Мы отвергаем никчемную теорию «непротивления злу» и готовы бороться против зла тем единственным оружием, которое оно признает,—оружием силы.