ТРУД-ДЕЛО ЧЕСТИ

Труд — источник всех жизненных ценностеи, источник богатства общества и благосостояния его членов.

Освободив труд от эксплуатации, социализм необычайно расширил область героического. Он распахнул двери подвигу в главную область человеческой жизни — в труд. «Нет в мире героики более величественной, чем героика труда, творчества»,— говорил А. М. Горький. Такая героика стала у нас массовой. На передовой линии борьбы за коммунизм выросли многие тысячи героев труда.

Более четверти века прошло со дня установления высшей степени отличия в области хозяйственного и культурного строительства — звания Героя Социалистического Труда. Среди удостоенных этого звания — работники промышленности и сельского хозяйства, транспорта и связи, строители, деятеля науки, врачи и учителя.

За исключительные заслуги перед Родиной многие из них награждены второй и третьей золотой медалью «Серп и Молот». Это президент Академии наук СССР М. В. Келдыш, шахтер И. И. Бридько, колхозница Басти Масымкызы Багирова и другие.Самоотверженный труд нужен не только обществу. Не меньше он важен для самого человека, ибо в нем источник бодрости, душевного подъема, он формирует такие качества, как самостоятельность, инициатива, смекалка, деловитость, твердость характера.

Вот что говорил о значении труда для человека педагог К. Д. Ушинский: «Без личного труда человек не может идти вперед: не может оставаться на одном месте; он должен идти назад. Тело, сердце и ум человека требуют труда, и это требование так настоятельно, что, если почему бы то ни было у человека не окажется своего личного труда в жизни, тогда он теряет настоящую дорогу и перед ним открываются две другие, обе одинаково гибельные: дорога неутолимого недовольства жизнью, мрачной апатии и бездонной скуки или дорога добровольного, незаметного самоуничтожения, по которой человек быстро опускается до детских прихотей или скотских наслаждений. На той и на другой дороге смерть овладевает человеком заживо, потому что труд — личный, свободный труд — и есть жизнь».

Сознательное отношение к труду, «захваченность» работой позволяют работникам самых рядовых профессий проявлять и развивать свою одаренность. Стремление внести в дело живую мысль дает толчок способностям и задаткам, заложенным в труженике, как бы приподнимает уровень этих способностей.

В коллективном труде складываются новые отношения между людьми: крепнет дружба, взаимная помощь, товарищеское сотрудничество, вырабатывается привычка сообразовывать свои поступки с требованиями и мнением коллектива. Убеждение в том, что твой труд нужен людям, помогает человеку преодолевать трудности, умножает его силы. Великое дело коммунистического строительства невозможно двигать вперед без выработки нового отношения к труду у каждого человека. Как и во всех делах, активным помощником партии здесь выступает комсомол, верный ленинскому завету, что только в труде вместе с рабочими и крестьянами можно выковать из себя настоящих коммунистов. Устав ВЛКСМ требует от каждого комсомольца, от каждого юноши и каждой девушки добросовестного и честного отношения к труду.

В наше время постепенно уходят в прошлое оставленные в наследство капитализмом омерзительные привычки презрительного отношения к труду, стремление прожить за чужой счет и т. д. Вместе с тем мы и сейчас встречаемся с нарушениями трудовой дисциплины, с лодырями и недобросовестными работниками, которые хотят урвать от общества побольше, а дать ему поменьше. Задача воспитания нового отношения к труду, по-прежнему остается на повестке дня. Уже в первые годы Советской власти В. И. Ленин обращал внимание на то, что «строить новую дисциплину, строить новые формы общественной связи между людьми, строить новые формы и приемы привлечения людей к труду, это — работа многих лет и десятилетий. Это благодарнейшая и благороднейшая работа».

Одним из ярких проявлений социалистического образа жизни выступает широко развернувшееся в стране движение наставничества — своеобразной трудовой эстафеты поколений, передачи молодежи старшим поколением производственного и жизненного опыта. Везде кадровые рабочие, специалисты по доброй воле и зову сердца учат молодежь трудолюбию, мастерству, воспитывают ее на героических традициях нашего рабочего класса, нашего народа.