[4]

Современная техника — чудесное создание человеческого разума, способное облегчить труд людей, обеспечить им более зажиточную жизнь. Однако капиталистическое ее использование ставит значительную часть рабочего класса в тяжелое положение. Страдают не только безработные. Ведь рост интенсивности труда означает не что иное, как преждевременный износ рабочей силы. Многие пролетарии, испытавшие на себе так называемые потогонные системы труда, применяемые в капиталистическом производстве, уже к 40—45 годам превращаются в инвалидов. Наступление капиталистов на жизненные права трудящихся встречает стойкое сопротивление рабочего класса; решительными выступлениями (забастовками, стачками, политическими демонстрациями и т. д.) рабочим удается добиться кое-каких уступок: некоторого повышения заработной платы, сокращения длительности рабочего дня. Но все это не отменяет того факта, что в целом эксплуатация рабочего класса в капиталистическом мире возрастает.

Особенно тяжело сказываются на положении трудящихся экономические кризисы — резкие спады производства, когда скапливаются огромные запасы продукции, закрываются тысячи предприятий, резко возрастает безработица и падает заработная плата.

В 1974 году начался самый продолжительный и самый глубокий спад со времен второй мировой войны. Симптомы болезни, по свидетельству самих буржуазных экономистов, таковы: сокращение производства, падение курсов акций, рост банкротств, инфляция, увеличение безработицы, дефицит во всем — в государственных бюджетах, в торговых и платежных балансах.

В странах «общего рынка» безработица превысила 3 миллиона человек, в США достигла 6 миллионов. Вот что писал в декабре 1974 года журнал «Ньюсуик»: «Давно Америка не переживала такие трудные времена и такое рождество, как в нынешнем году. Каждый день приносит новые известия об увольнениях на предприятиях, производящих самую разнообразную продукцию — от текстиля до электрических органов и велосипедов. Но поистине массовый характер увольнения приобрели в автомобильной индустрии. Столкнувшись с сокращением продажи на 38 процентов и затовариванием непроданных автомобилей на складах, фирмы сворачивают производство. Из так называемой «большой тройки» больше всех пострадала «Крайслер». Эта компания вынуждена закрыть пять из шести сборочных заводов по крайней мере на месяц, лишив работы 60 тысяч автомобилестроителей. 30 процентов инженерно-технического персонала «Крайслера» отправлено в неоплачиваемый отпуск. «Америкэн моторс» уволила 8 тысяч рабочих. Компания «Форд» также объявила об увольнении 32 тысяч рабочих на 11 сборочных заводах».