[1]
Прибавочная стоимость создается только в сфере -материального производства, и на первый взгляд может показаться, что вся она целиком присваивается промышленными капиталистами. На деле происходит распределение прибавочной стоимости между различными группами капиталистов путем непрерывной борьбы и ожесточенной конкуренции. Сначала прибавочная стоимость целиком поступает в распоряжение промышленников, а от них получают свою долю торговцы, банкиры и т. д. Ведь товары нужно не только произвести, но и продать. Промышленник, как правило, продает свой товар оптом торговому капиталисту, который доводит товар до потребителя. Если бы промышленник занимался реализацией товаров сам, то, он должен был бы затратить дополнительные средства на торговые помещения, на наем торговых служащих и т. д. Поэтому промышленник дело реализации товаров передает торговому капиталисту и за это вынужден уступить ему часть прибавочной стоимости.
Следовательно, все виды нетрудовых доходов в капиталистическом обществе (предпринимателя, торговца, банкира, землевладельца) являются той или иной формой прибавочной стоимости, а единственный источник всех нетрудовых дохдов— прибавочный труд рабочих, занятых в сфере материального производства.
С расширением производства масса прибавочной стоимости, присваиваемой капиталистами, возрастает. В то время как на одном полюсе общества сосредоточиваются огромные богатства, на другом — увеличивается эксплуатация пролетариата; растет разрыв между теми, кто своим трудом создает все ценности, и теми, кто эти ценности присваивает,— таков закон капиталистического накопления.
На заре капитализма начинающий предприниматель не только выколачивал все, что мог, из пролетариев; он нередко экономил на мелочах, чтобы приумножить капитал. Не случайно в художественной литературе расточительным аристократам, пускавшим на ветер огромные состояния, противопоставлялись расчетливые и скупые промышленники, банкиры, ростовщики: домби, нусин-гены, гобсекИ. Капиталист той поры нередко дневал и ночевал на фабрике, знал своих рабочих по именам, самолично вел конторские книги.
По мере накопления капитала наиболее преуспевающие, дельцы сколачивают гигантские состояния и уже не утруждают себя черновой работой. Потомкам домби и гобсеков, владеющим миллиардами франков, долларов или фунтов стерлингов, нет нужды экономить, и они в полном смысле слова бесятся с жиру: возводят дворцы с бассейнами, выложенными позолоченными плитами, покупают в Англии замки и перевозят их в Америку, задают балы для любимых собак и даже оставляют четвероногим наследство.