[1]
На первый взгляд все это отвечает назревшим потребностям общественного развития. Ведь общественный характер современного производства настоятельно требует установления планового начала в народном хозяйстве, что невозможно без регулирующей роли государства. С такой точки зрения процессы, происходящие в современном капиталистическом обществе, означают подготовку материальных предпосылок для перехода к социализму. Но это составляет только одну сторону дела. Другая заключается в том, что в условиях сращивания государственного аппарата с монополиями вмешательство государства в хозяйственную жизнь служит прежде всего и главным образом их интересам.
Вторгаясь в отношения между трудом и капиталом, современное буржуазное государство внешне занимает роль беспристрастного арбитра, то есть судьи, для которого интересы сторон равны. На деле вся его сила и авторитет на стороне капиталистов. В буржуазных странах принимаются антинародные законы, которые позволяют правительству запрещать забастовки, «замораживать» заработную плату, несмотря на рост цен, и т. д.
В наше время государственные органы многих капиталистических стран разрабатывают программы экономического развития. Цель этих программ — стабилизировать капиталистическое производство, сократить безработицу, хотя бы частично преодолеть разрушительное действие анархии и конкуренции. Такое программирование приносит определенные результаты, но и оно осуществляется таким образом, чтобы не ущемлять интересов монополистов. Больше того, последние используют его как средство маскировки. Они продолжают обогащаться, участвуя формально в выполнении тех или иных государственных рекомендаций, то есть якобы служа общенациональным интересам.
Буржуазное программирование не следует отождествлять с социалистическим планированием народного хозяйства. Составляемые буржуазными государствами планы не обязательны для частнокапиталистических компаний и носят преимущественно характер рекомендаций, прогнозов. Частные предприятия и монополистические объединения получают от государства не производственные задания, а заказы. Программирование не отменяет действия экономических законов капитализма.
Огромную роль в обогащении монополий играет перераспределение национального дохода через государственный бюджет. Собирая гигантские средства путем налогообложения трудящихся, буржуазное государство лишь незначительную часть их расходует на просвещение, здравоохранение и другие общественные нужды? Основная часть средств идет на военные расходы. За последние пять лет в США истрачено на военные цели более 400 миллиардов долларов. Таким образом, трудящиеся несут на себе бремя милитаризма, а деньги, уплачиваемые правительством за военнуюпродукцию, переходят в сейфы крупных промышленных корпораций, специализирующихся на производстве оружия. С государственно-монополистическим капитализмом связан рост государственной собственности. Она образуется тремя способами: путем строительства новых предприятий (главным образом военных) на средства государственного бюджета, путем покупки государством части акций капиталистических компаний, путем буржуазной национализации отдельных предприятий или целых отраслей. Расширение государственно-монополистической собственности диктуется разными причинами. Прежде всего оно затрагивает те сферы экономики, руководство которыми по традиции относят к функциям государства (организация финансов, транспорта, связи, коммунального хозяйства) и нахождение которых в частной собственности в современных условиях особенно ярко обнаруживает противоречие между интересами частных собственников, стремящихся только к прибыли, и интересами большинства населения. Далее, оно распространяется на некоторые новые отрасли производства, которые порождены научно-технической революцией и нуждаются в особенно крупных капиталовложениях (например, атомная промышленность); монополистический капитал заинтересован в том, чтобы эти отрасли находились под централизованным-управлением и в силу их стратегического значения. Наконец, речь идет о переходе в руки государства части старых отраслей экономики, которые в современных условиях недостаточно рентабельны (например, добыча каменного угля): Монополии расстаются с ними тем охотнее, что получают от государства выгодную компенсацию. В Англии в руках государства сосредоточены, угольная промышленность, газовые заводы, производство электроэнергии. На предприятиях, принадлежащих государству, занято более 20 процентов рабочих и служащих. Во Франции государственный сектор охватывает около . 80 процентов авиационной, почти всю угольную промышленность и производство электроэнергии. В Италии на государственных предприятиях занято более 20 процентов рабочих и служащих.По своей классовой сущности вся эта собственность — государственно-монополистическая. Это и понятно. Ведь государство, владея и распоряжаясь этой собственностью, прежде всего защищает интересы монополистической буржуазии. В то же время национализация части основных средств производства, независимо от намерений монополистического капитала, означает дальнейшую материальную подготовку для перехода к социализму. Вот почему, разоблачая капиталистическую сущность государственно-монополистической собственности, рабочий класс, коммунистические партии вместе с тем ведут борьбу за изъятие важнейших отраслей экономики из рук частного капитала. При этом коммунисты борются не просто за национализацию, а за действенный демократический контроль над государственными предприятиями.