НАУЧНОЕ МИРОВОЗРЕНИЕ

НАУЧНОЕ МИРОВОЗРЕНИЕ

Человек, у которого нет мировоззрения, не сможет разобраться в окружающей действительности и определить свое место в жизни. У него не будет ни идеалов, ни ясных целей, ни убеждений. Он раб обстоятельств.

Отсюда ясно, насколько нелепы взгляды тех буржуазных философов, которые считают, что духовная свобода личности предполагает якобы свободу от всякой идеологии, всякого мировоззрения.

Если поглубже вникнуть в духовный мир человека, то легко убедиться, что, собственно, и нет таких людей, которые вообще не имели бы мировоззрения. У каждого есть какие-то представления о мире, о смысле жизни. Но если они не научны, то человек оказывается в плену ложных, например религиозных или мещанских, представлений.

Научное мировоззрение—это дверь в мир духовной свободы, так как оно дает подлинную свободу выбора поступков. В жизни каждого бывают сложные ситуации, когда приходится самостоятельно принимать решения. Не имея идейной закалки, не научившись правильно оценивать происходящие события, легко допустить ошибку, сделать неверный и, может быть, непоправимый шаг. Коммунистическая сознательность помогает принять правильное решение.

Всем нам приходится быть свидетелями, и участниками споров о поступках людей, их взглядах, о событиях внутренней и международной жизни. Высказываются разные точки зрения. Как определить, какие из них правильны, а какие ошибочны? Как убедить других, что они заблуждаются, и доказать свою правоту? Нельзя забывать, что нередко приходится встречаться с отсталыми взглядами и настроениями, с проявлениями чуждой нам буржуазной идеологии. Надо уметь распознать враждебные идеи и дать им отпор. В этом заключается один из- показателей идейной зрелости человека. Она немыслима без овладения научным мировоззрением, которое дает понимание хода и перспектив мирового развития, помогает разобраться в событиях внутри страны и на международной арене, позволяет сознательно строить жизнь по-коммунистически.

Что нужно для овладения научным мировоззрением?

Для этого прежде всего нужны знания. Они образуют тот строительный материал, из которого формируется научное мировоззрение. Однако факты, знания немного стоят, если они рассыпаются, как отдельные кирпичи. Их нужно осмыслить, привести в систему. Этому помогает изучение основ марксизма-ленинизма, партийных документов, а главное — сопоставление приобретенных знаний с жизнью, применение их в практической деятельности. Только тогда знания превратятся в прочные коммунистические убеждения.

В дореволюционной школе любили поговорку о пользе повторения. Мы произносим ее иначе: мать учения —применение. Думать, «переворачивать в уме», стараться применить хотя бы в задаче, в мысли, в мечте, а затем и на деле то, над чем работаешь, что изучаешь,— вот к чему надо стремиться.