МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКАЯ ЭТИКА

Этика — это учение о морали или нравст венности. Она исследует происхождение моральных норм, дает им толкование, определяет критерии оценки человеческих поступков с точки зрения нравственных требований.

Марксистско-ленинская этика определяет мораль как сово купность. требований о должном поведении человека в обществе. Ее принципиальное отличие от права заключается в том, что выполнение правовых норм обеспечивается в случае необходимости принудительной силой государства, а выполнение норм моральных—воздействием общественного мнения. Разумеется, в подавляющем большинстве случаев люди следуют требованиям права или морали прежде всего благодаря осознанию целесообразности и правильности поступать именно так, а не иначе. Но это не отменяет той разницы, что нарушение норм права влечет наказание по закону (и, конечно, осуждение общественности), з то время как нарушение нравственных требований влечет лишь осуждение коллектива, общества.

Согласно марксистско-ленинскому учению, мораль в классовом обществе неизбежно носит классовый характер.

Каждый общественный класс вырабатывает свою систему моральных норм или ценностей, и если ему принадлежит политическое господство, то он, естественно, утверждает свою мораль как господствующую. Это не означает, что в системах морали нет общечеловеческого содержания. Есть элементарные нормы поведения людей в обществе, без которых не смог бы существовать ни один общественный порядок. Такие извечные требования, как «не убивай», «не кради» и т. д., воспринимаются всеми системами или, как еще говорят, кодексами морали. Но суть дела в том, что классовое содержание накладывает свой неизгладимый отпечаток и на эти общечеловеческие нравственные нормы. Многие из них в условиях эксплуататорского строя приобретают лицемерный характер. В США, например, получила распространение фраза: «Если я украду кусок хлеба, меня посадят в тюрьму, а если украду железную дорогу — сделают сенатором». И это не просто крылатая фраза, ибо частная собственность в конечном счете есть не что иное, как кража, ибо богатство капиталистов создается присвоением плодов труда рабочих.

Мораль рабочего класса коренным образом отличается от предшествующих систем морали именно тем, что она исходит из интересов трудящихся. Вбирая в себя все действительно справедливые нравственные нормы, которые тысячелетиями вырабатывали народные массы, эта мораль возвращает им истинный смысл. Но дело, конечно, не только в этом. Главное требование нашей морали — сделать все для победы коммунизма, то есть общественного строя, который предполагает ликвидацию классов, полное равенство людей, создание условий для всестороннего развития каждого человека.

В социалистическом обществе мораль выступает одним из важнейших факторов общественного регулирования.

В силу каких причин человек следует нравственной норме? Почему идет работать туда, где его труд важнее? Почему способен признать ошибку, отдать часть свободного времени обществу, вступиться за честь оскорбленного товарища?

Силой, которая поддерживает мораль, является прежде всего общественное мнение. Но мораль существует не только благодаря общественному мнению. Интересы самого человека, его естественные чувства и склонности, прежде всего развитое сознание долга, принимают участие в совершении нравственного поступка.

Моральная норма или принцип выступают в сознании в повелительной форме: «Не лги», «Помогай человеку, попавшему в беду». Но они всегда связаны с убеждениями самого человека, не являются для него чем-то внешним. Какой смысл заключен, например, в словах: «Я должен выполнить план к 27 декабря»? Здесь имеется в виду, что существует общественная необходимость выполнить план к указанному сроку. Но, принимая эту необходимость в качестве своего долга, мы принимаем и одобряем цель, которую она выдвигает, выражаем готовность приложить усилия для ее достижения. Таким образом, моральные нормы регулируют поведение именно потому, что являются не только объективными правилами, но и требованиями долга, совести.

Вместе с тем моральное поведение не всегда состоит в следовании уже сложившимся правилам. Новаторский или героический поступок, совершаемый из чувства долга, может создавать новое мнение, новую норму.

Жизнь во всем ее многообразии невозможно свести к одной формуле или принципу, нельзя придумать правил на все случаи. Кроме того, моральные нормы менее всего можно уподобить техническим правилам, одно знание которых освобождает человека от ошибок. Нравственная жизнь включает в себя не только следование нормам, но и размышления, поиски. Принятие важного решения, нравственный выбор всегда требует напряжения воли и усилий разума.