ВОЙНУ ПЕРЕЖИТКАМ ПРОШЛОГО
ВОЙНУ ПЕРЕЖИТКАМ ПРОШЛОГО
У нашего общества крепкое здоровье, и ему чужды болезни, присущие капитализму. В СССР нет социальной почвы для индивидуализма, стяжательства, тунеядства и других проявлений буржуазной морали. Но следы этих болезней еще сохраняются в виде пережитков прошлого, нанося значительный ущерб делу коммунистического строительства.
Более четырех пятых населения СССР родилось и выросло при Советской власти. Откуда же у лиц среднего возраста и молодых людей, не живших при капитализме, могут быть пережитки прошлого?
Мы знаем, что сознание людей в своем развитии несколько отстает от общественного бытия. Поэтому пережитки прошлого сохраняются долгое время после того, как исчезают породившие их экономические условия, «Родимые пятна» прошлого, получившие силу привычки, традиции, как бы цепляются за новый мир, передаются от одних людей к другим и всеми силами пытаются закрепиться в новом, обществе. К тому же нельзя забывать, что старые представления, идеи, обычаи поддерживаются буржуазным влиянием извне.
Антиобщественные явления связаны также с еще имеющимися у нас трудностями бытового характера.
Возьмите, например, такую разновидность тунеядства, как спекуляция: она может иметь место лишь постольку, поскольку у нас еще не хватает тех или иных товаров. Чем ближе мы к изобилию, тем меньше возможностей для спекуляции. Это, конечно, не значит, что мы должны мириться со спекулянтами-паразитами,, живущими за счет чужого труда.
Другим отвратительнейшим порождением старого мира является мещанство. Сущность его — в безыдейности, равнодушии ко всему, кроме своего «я».
Мещанину безразличны интересы коллектива и общества. В работе его интересует только возможность получать житейские блага, поэтому он допустит любую бесхозяйственность, если не несет за нее непосредственной ответственности. Мещанин не поступится и волоском с головы, чтобы не допустить несправедливости или бескорыстно помочь человеку.
Наше общество покончило с многими проявлениями мещанства. Но с обывателем-мещанином, жадным, изворотливым многоликим, предстоит еще упорная борьба.
«Институт общественного мнения» «Комсомольской правды» обратился к всем юношам и девушкам страны с анкетой «Что вы думаете о своем, поко лении?». В. числе других был и вопрос о цели жизни. В тысячах писем рассказывалось об увлеченности работой, о беспокойной, но счастливой жизни «Вся моя жизнь — это постоянное стремление к одной цели: быть хорошим человеком. Я хочу, чтобы от того, что я живу, стало теплее, светлее и лучше как можно большему числу людей. Мне хочется быть, если можно так выразиться, маленьким солнышком для людей...» — пишет Наташа, корректор из Люберец.