СЕМЬЯ И БРАК

Огромную роль в жизни человека играет семья, ячейка общества, основанная на родственных отношениях. Семья тесно связана с экономическим и социальным строем. Она как бы воспроизводит в миниатюре основные черты существующего строя.

Социализм снимает с семьи путы частнособственнических отношений. Денежные соображения уступают место естественным человеческим чувствам. Браки по расчету рассматриваются в нашем обществе как уродливое, аморальное явление.

Социалистическая революция освободила женщину, предоставила ей равные права с мужчиной. Плечом к плечу с мужчиной женщина активно участвует в коммунистическом строительстве. Перед нею широко открыт мир общественных интересов. В результате исчезла основа экономической и духовной зависимости жены от мужа. Тем большее значение приобрели нравственные и идейные основы семьи: любовь, дружба, взаимное уважение и искренность супругов, общность их взглядов и интересов, трудолюбие, забота о детях. Советский человек стремится найти в семье не корысть, а удовлетворение нравственной потребности в любви и дружбе с близкими ему людьми.

Любовь занимает большое место в жизни человека. Это и великая радость, и глубокие переживания, нравственные обязательства. В. И. Ленин самым решительным образом осуждал буржуазный лозунг «свободы любви», который оправдывает половую распущенность. Любовь — большое и светлое чувство, оно требует всего человека. Бойтесь превратить его в мелкую разменную монету.

Об этом хорошо сказала писательница Лидия Обухова: «Когда Лермонтов, говорит, что он «любил всем напряжением душевных сил», надо серьезно вдуматься в слова поэта. Не мимолетное волнение, не томление юности, которое обращается то на одного, то на другого, хотя и несет с собой множество пылких, чистых переживаний, можно уже считать любовью. Любовь — это именно «напряжение всех душевных сил», моральная и физическая невозможность жить без другого человека. А такое чувство приходит не сразу и нуждается в проверке, даже путем его преодоления вначале. Не бойтесь, что оно заглохнет от лишней суровости: чем дороже нам достается другой человек (в смысле тех усилий, которые мы совершаем ради него), тем неразрывнее он сплетается со всем нашим существом. Но не верьте и тому, будто страсть оправдывает любые безрассудные поступки: они идут от внутренней несобранности или даже от притворства».

Никто не может предписать готового рецепта, как надо любить. Это чувство глубоко индивидуально, всегда ново и свежо, всегда проявляется по-особому. Можно пожелать только одного: при любых обстоятельствах — самых горьких и самых счастливых — сохранять цельность чувства и человеческое достоинство. И не пачкать себя мелкими, пошлыми поступками. Эти пятна плохо отмываются потом.

Могут сказать: ведь в любви участвуют двое, какое дело по этого обществу? Конечно, было бы грубо и просто неприлично вмешиваться во все стороны интимной жизни влюбленных, контролировать все их шаги. Да этого никто и не требует. Но любовь—это не только «личное дело». «В любви участвуют двое,— говорил В. И. Ленин,— и возникает третья, новая жизнь. Здесь кроется общественный интерес, возникает долг по отношению к коллективу». Логическим продолжением любви, ее дальнейшим развитием и углублением является семья и воспитание детей.

Вступление в брак — очень ответственное дело, требующее от человека духовной зрелости и накладывающее на него серьезные обязательства перед обществом. Иногда молодые люди вступают в брак слишком рано,, не осознав этих обязательств или не имея возможностей их выполнить. В самом деле, для содержания семьи нужны средства и какие-то условия. Жить за счет родителей — это своего рода иждивенчество, оно не к лицу советскому человеку. Семья возлагает на супругов и хозяйственные заботы: надо купить продукты, приготовить пищу, вымыть посуду. И все это отнимает много времени. Молодые люди, вступающие в брак, не приняв все это в расчет, не получив специальности и не закончив учебу, либо расходятся, не выдержав трудностей, либо идут на неоправданные жертвы: бросают учебу, поступают на такую работу, которая им неинтересна, и т. д. Вот почему не следует спешить с вступлением в брак, даже если рядом с тобой настоящий друг и чувство твое, уже проверено. Надо подождать до той поры, когда твердо станешь на ноги и сможешь с уверенностью сказать: да, я смогу выполнить все обязательства, налагаемые семейной жизнью.

Иногда высказывается мысль, что при коммунизме воспитание детей полностью возьмет на себя общество и семья будет освобождена от этой задачи. Верно, что общественное воспитание детей приобретает у нас все большее значение, а в будущем станет главной его формой. Но это не значит, что семья уже не будет участвовать в этом важном деле. Ведь никто не может отменить любви родителей и детей, их потребности во взаимном общении. Каждый знает, как велика роль материнской ласки в жизни ребенка. Было, бы просто нелепо отказаться от могучего нравственного воздействия родителей на формирование сознания и моральных качеств ребенка.