[1]
Приравнивая товары друг к другу, люди, по существу, приравнивают заключенный в них труд. Воплощенный в товарах труд образует стоимость товара. При этом сам труд не есть стоимость—он только образует стоимость в условиях, когда продукты производятся для обмена.
Понять, что такое стоимость, не легко: ведь в ней, как говорил Маркс в «Капитале», нет ни грана вещества. Попробуем подойти к уяснению этого понятия постепенно.
Раз стоимость создается воплощенным в товаре трудом, то ее величина зависит от количества труда, которое было потрачено на производство товара. Количество труда измеряется его продолжительностью, рабочим временем. Следовательно, мерой труда и мерой стоимости является рабочее время. Само рабочее время измеряется часами, днями и т. д. Значит, чем больше рабочего времени затрачено на производство товара, тем выше его стоимость.
В этом легко убедиться на простейшем примере. Шахтер добыл железной руды на сумму 10 долларов. Доменщик выплавил из этой руды чугун, который стоит уже 30 долларов. Из чугуна была сделана сталь, стоимость ее составила 90 долларов. Из нее можно сделать булавки общей стоимостью 300 долларов, или лезвия для перочинных ножей (900 долларов), или пружины для часов (3 тысячи долларов). На все эти товары пошло одинаковое количество стали. Почему же лезвия дороже булавок, а пружины дороже лезвий? Потому что на производство этих товаров потребовалось разное количество труда.
Товаропроизводители работают в неодинаковых условиях, применяют разные орудия труда, обладают различным мастерством; они затрачивают и разное количество времени на производство одинаковых товаров. Но на рынке одинаковые товары имеют одну и ту же стоимость. Следовательно, величина стоимости давара не зависит от индивидуальных особенностей производства и производителя, она определяется господствующими условиями труда, общественно необходимым рабочим временем.
Предположим, имеется три группы товаропроизводителей по производству обуви. Одни производят пару сапог за 7 минут, другие—за 10 и третьи — за 14 минут. При этом первая и третья группы невелики и выпускают на рынок небольшое количество обуви, вторая же группа производит основную ее массу.
Какое же время будет общественно необходимым? То, которое затрачивает вторая группа, то есть 10 минут. Почему? Потому, что общественно необходимое время приближается или совпадает с рабочим временем тех предприятий (неваж-но, лучших или худших), которые производят основную массу товаров данной отрасли.
Теперь мы можем определить и понятие стоимости. Стоимость— это общественно необходимый труд, затраченный на производство товара.