СВОЙСТВА ТОВАРА

СВОЙСТВА ТОВАРА

Товар —это продукт труда, который произведен для обмена. Ясно, что он должен удовлетворять какие-либо человеческие потребности, иначе его никто не станет покупать. Полезность вещи, способность удовлетворить ту или иную потребность людей, называется потребительной стоимостью. Потребительная стоимость хлеба, сахара, масла, молока ,мяса состоит в том, что эти товары удовлетворяют потребностилюдей в пище. Потребительная стоимость сапог, туфель, ботинок состоит в том, что эти товары удовлетворяют потребности людей в обуви. Потребительную стоимость имеют не только продукты труда, которые непосредственно удовлетворяют личные потребности человека. Она есть и у средств производства, помощью которых создаются материальные блага, например у ткацкого станка, швейной машины, столярного или слесарного инструмента.

Потребительные стоимости.— это сами вещи, материальные блага. В любом обществе они образуют вещественное содержание богатства. Но потребительная стоимость товара отличается от потребительной стоимости продукта в натуральном хозяйстве. Там продукты имеют потребительную стоимость для самих производителей, товары же обладают общественной потребительной стоимостью, то есть потребительной стоимостью для других членов общества. Сапожник производит сапоги не для собственного потребления, а для других.

Источники потребительной стоимости — природа и труд. В каждой потребительной стоимости есть вещество природы и затраты человеческого -труда. «Труд есть отец богатства,— говорил классик домарксовой политэкономии Вильям Петти,— а земля его мать».

В потребительной стоимости выражено отношение человека к вещи, а не отношение между людьми. Как потребительные стоимости товары несоизмеримы. Сравнение полезности возможно только по отношению к однородным товарам. В других случаях оно теряет всякий смысл. Нельзя, например, сказать, что одежда в два с половиной раза полезнее обуви. Каждый товар удовлетворяет различные потребности.

Термин «полезность» не следует понимать в обыденном смысле. Какие потребности удовлетворяются товаром — несущественно. Поэтому не только полезные веши обладают потребительной стоимостью, но и очень вредные, вроде алкогольных напитков и табака. Так будет, к сожалению, до тех, пор, пока сохраняется спрос на подобные продукты.

Люди могут получать в свое пользование товары, если они их купят. За одну и ту же сумму денег можно приобрести холодильник, или четыре мужских костюма, или три швейные машины. Иначе говоря, один холодильник стоит столько же, сколько четыре костюма и т. д. О чем это говорит? О том, что в совершенно различных товарах есть нечто общее, позволяющее приравнивать их друг к другу в определенной пропорции. Таким об-щ'им не могут быть физические, химические или какие-нибудь другие природные свойства вещей. У товаров есть только одно общее свойство: все они продукты человеческого труда. Это и делает их соизмеримыми.