Вместе с наполеоновскими войсками
Вместе с наполеоновскими войсками в Египет прибыла французская научная миссия - цвет европейской научно-технической и гуманитарной мысли. Их превосходство было столь очевидным, что честные, думающие египтяне могли сделать и сделали только один вывод - необходимо учиться у Европы, учиться математике, физике, химии, инженерии, медицине, строительству, промышленной деятельности, короче говоря, всему комплексу научно-технических знаний. К этому стал призывать даже последний из великих египетских летописцев, богослов из Аль-Азхара Абдуррахман аль-Габарти, оставивший великолепную хронику экспедиции Наполеона и начала правления Мухаммеда Али, некоторые другие улемы-богословы также следовали его примеру. Они отнюдь не были ни модернистами, ни "западниками".
Мухаммед Али, турецкий паша, албанец по происхождению, захвативший власть в Египте, смог добиться фактической независимости от Стамбула и даже бросить ему вызов. Он начал проводить военные и административные реформы с целью укрепить свою власть и военную мощь страны. Египетский правитель стал подбирать и направлять на учебу в Западную Европу способных молодых людей дпя овладения военными и научно-техническими знаниями.
Итак, необходимость приобщения к достижениям Запада в военной и научно-технической области сомнений не вызывала. А как быть с социальной организацией, политической структурой, правом, местом и ролью человека в обществе, положением женщины, идеологией, литературой, искусством, обычаями? Существуют ли военные и научно-технические достижения сами по себе и их можно брать изолированно, не нарушая чистоты своей веры, основ своей цивилизации, или они - плоть от плоти, кровь от крови западной цивилизации в самом широком смысле слова? Но если признать превосходство Запада в социальной и духовной жизни и начать ему подражать, не подорвет ли копирование столпы веры и прежние социальные порядки?
По этим вопросам мнения в египетском обществе и на всем Востоке разделились. Спор между сторонниками "оза-паднивания", овропоизации, буржуазной модернизации и ревнителями национальной и религиозной самобытности, особого, "исламского" пути развития не прекращается до сегодняшнего дня. Крайние "западники" призывали брать всю европейскую цивилизацию с ее розами и ее шипами и, отряхнув прах веков со своих ног, оттолкнув все исламское наследие, как отжившее прошлое, идти по дороге полного и безусловного копирования Запада во всех сферах - от социально-политической и правовой до культуры, литературы, искусства. Как уже говорилось, дальше всего по этому пути зашла Турция Мустафы Кемаля Ататюрка. В Египте были его сторонники, но никогда их голос не звучал весомо и авторитетно. Идеи "крайних западников" в лучшем случае разделяла лишь горстка интеллектуалов.