ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО СПОР О ЧЕЛОВЕКЕ
Коммунизм несет людям изобилие материальных и духовных благ, создает условия для счастья. А ради всего этого он предъявляет к ним серьезные требования. Жизненные блага мы должны добыть своим трудом. Равенства не утвердить, пока человек не станет относиться к человеку как к другу и брату. Не сделаешь в полном смысле свободным того, кто подвластен религиозным предрассудкам. Не может стать счастливым тот, кто ниш, духом, чужд радости познания, глух и слеп к красоте искусства.
Иными словами, строя коммунизм, общество должно подготовить к нему своих членов, воспитать в них высокие качества, помочь им очиститься от всего, что чернит человеческое достоинство. И дело здесь обстоит посложнее, чем в некоторых утопических романах, где неизвестно откуда появляются «готовые» коммунистические люди и неизвестно куда деваются все, кто не отвечает этим требованиям. Строить коммунизм приходится с тем «человеческим материалом», который предоставила история, а материал этот неоднороден — много в нем хорошего, но немало и дурного.
Воспитать новых людей — это значит перестроить их психику, отношение к труду, к обществу, к семье, то есть совершить в полном смысле слова революцию в их сознании и поведении.
Разрешима ли вообще такая задача?
Нет—уверяют буржуазные социологи и моралисты.— Человек,— говорят, они,— по своей природе существо низменное. Две тысячи лет его учат: не убий, не укради, не обмани, а в мире по-прежнему льется кровь, процветает грабеж, брат предает брата. Конечно, можно отчасти приспособить людей к общежитию, воспитать их в рамках соблюдения внешних приличий, но никогда не удастся вытравить в человеке зверя, избавить его от пороков.
— Да! — говорят марксисты.— Человека можно перевос-питать.
Человеческие пороки есть следствие уродливых общественных порядков, основанных на частной собственности и эксплуатации человека человеком. В мире частного предпринимательства неизбежно господствуют буржуазный индивидуализм, утверждающий законы волчьей морали, отношения «войны всех против всех» (так охарактеризовал эксплуататорское общество английский философ Гоббс). Этому способствует и буржуазная идеология, прославляющая культ «сильной личности», которая умеет наступить на горло своим соперникам, жестокостью и обманом пробиться к власти и богатству.
Растленной буржуазной морали противостоит гуманистическая мораль пролетариата, которая бережно сохраняет все лучшие нравственные качества, выработанные человечеством на своем историческом пути. И не только хранит, но и отстаивает их в борьбе против буржуазной идеологии. Уже одно это обстоятельство убедительно разоблачает клевету буржуазных идеологов на человеческую природу. Нет, не природа повинна в человеческих пороках, а строй капитализма, коверкающий истинную натуру человека.
Конечно, революция в сознании — самая сложная из всех революций. Но она непременно победит в обществе, где сами условия жизни людей объективно способствуют изменению их психологии, торжеству новой, коммунистической морали.
Спор о человеке и его судьбе давно перешел из теории в практику.
На той стороне расколовшегося в 1917 году мира человеку труда настойчиво внушают, что он пигмей. Церковные проповедники, дикторы телепередач, авторы философских трактатов наперебой стараются убедить его, что вся жизнь на Земле — корочка плесени на головке сыра, а сам он — пылинка перед лицом стихий, покорный исполнитель воли «высших существ».
В противовес этому на нашем, социалистическом полюсе Земли утверждается высшее, коммунистическое понимание человеческой сущности. Человек не раб стихий, а кузнец своего сч-а-стья и властелин природы; не песчинка в водовороте общественных бурь, а творец истории. Он способен избавиться от всего, что еще унижает в нем человеческое достоинство, и делает это сам, своими руками, строя для себя новый мир.
Воспитанию нового человека служит вся система взаимоотношений между личностью и социалистическим обществом.