ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ

Выше отмечалось, что личность форми руется под решающим воздействием общества, социальной среды. Это воздействие в условиях социализма имеет двоякий характер. Во-первых, общество формирует личность самим объективным фактом своего существования, господствующими в нем порядками. Во-вторых, оно ведет сознательную и планомерную работу с целью воспитать людей в духе коммунизма.

Коммунистическое воспитание имеет в виду прежде всего интересы воспитуемых. Его цель — способствовать формированию всесторонне развитой личности, дать человеку как можно больше знаний и положительных нравственных качеств, содействовать расцвету заложенных в нем талантов и способностей. Эта цель органически связана с общественными интересами, с задачами ускоренного развития производительных сил и совершенствования общественных отношений.

Коммунистическое воспитание трудящихся занимает одно из центральных мест в деятельности партии. Оно составляет самую важную задачу комсомола. В нем, наряду с семьей и школой, основное предназначение которых образовывать и воспитывать подрастающее поколение, принимают участие Советы, профсоюзы и все другие общественные организации, литература и искусство, печать, радио и телевидение. Словом, это одна из тех задач, которые решаются всенародно.

Было бы неверно, однако, целиком перекладывать на общество задачу формирования личности. Согласитесь, нелегко учить грамоте того, кто не желает быть грамотным; трудно привить хорошие качества тому, кто отказывается признавать свои недостатки. От самого человека во многом зависит, насколько широк будет его кругозор, мера понимания законов природы и общества. Словом, ничто так не ускоряет и не облегчает процесс воспитания, как встречное искреннее желание людей стать лучше и знать больше, их работа над собой в этом направлении, то есть самовоспитание.

Существует ряд направлений воспитательной работы, под воздействием которой происходит формирование личности. Это — трудовое воспитание, задача которого состоит в том, чтобы труд, общественно полезная деятельность становились потребностью человека, его второй натурой с молодых лет. Это — политическое воспитание, направленное на формирование у человека высоких гражданских свойств, на сознательное и активное участие в делах своего социалистического государства. Это — правовое воспитание, имеющее целью дать представление о советском правопорядке, основах судопроизводства, привить уважение к социалистическим законам, вооружить четким знанием своих гражданских прав и обязанностей. Это — эстетическое воспитание, развивающее любовь к прекрасному умение ценить красоту в природе и в людях, понимать законы искусства, уметь наслаждаться его шедеврами.

Таковы основные направления воспитательной работы, способствующей формированию человека социалистического общества,