ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СТРОЙ И ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА
Познакомившись с законами развития производства, вернемся к вопросу о том, как общественное бытие, материальная жизнь общества определяют общественное сознание, его духовную жизнь.
Рассмотрим, какое влияние производительные силы и производственные отношения оказывают на развитие общественного сознания. Начнем с производительных сил. Совершенствование средств производства и накопление людьми производственного опыта способствуют росту научных знаний людей о природе. Но мы придем к абсурду, если попытаемся вывести непосредственно из развития производительных сил общественные идеи и теории. В самом деле, и в Советском Союзе, и во многих капиталистических странах в производстве используются одинаковые станки, а политический строй, идеология, нравственные принципы у нас и там в корне противоположны. Основу общественных теорий, политических порядков, нравственных отношений нельзя искать непосредственно в производительных силах.
Подумаем, какова здесь роль производственных отношений. Возьмем для примера капиталистическое общество. Там господствуют капиталистические производственные отношения, основанные на частной собственности и эксплуатации рабочих буржуазией. Политический строй вполне соответствует этим производственным отношениям: государственная власть принадлежит буржуазии, занимающей господствующее положение в экономике. Буржуазная мораль проникнута духом торгашества, бизнеса: она также отражает производственные отношения, при которых главная цель производства — нажива, погоня за. прибылью. Буржуазные философские и политические теории и взгляды в конечном счете защищают интересы капитала. Вы можете возразить, что и при капитализме существуют передовые теории, выражающие интересы рабочего класса и других прогрессивных сил. Это верно. Но и они возникают не на пустом месте. В них отражаются противоречия капитализма.
Сравним капиталистическое общество с социалистическим. При социализме между людьми устанавливается новый тип производственных отношений, построенных на общественной собственности. Как это отразилось на духовной и политической жизни, на общественном сознании? Они тоже изменились в соответствии с новыми производственными отношениями. В нашей стране — социалистическое государство. В отношениях между людьми утверждаются принципы коммунистической морали. Идеология нашего общества, марксизм-ленинизм, выражает интересы народа.
Правомерно сделать вывод, что именно система производственных отношений, образующих экономический строй общества, является основой духовной жизни общества. Экономический строй — это своего рода базис, над которым возвышается надстройка, то есть .совокупность общественных идей и теорий, многообразных политических, юридических и культурных учреждений и организаций.