МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ

ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ

История общества существенно отличается от развития природы. В природе нет сознательных сил, развитие там происходит стихийно. Иное дело в обществе. Здесь действуют люди, наделенные сознанием и волей. Они ставят перед собой определенные цели и стремятся к их достижению. Возникает иллюзия, будто Сознание, идеи, цели определяют общественную жизнь.

В действительности дело обстоит не так. Чтобы, жить, человек должен удовлетворять материальные потребности в пище, одежде, обуви, жилье и т. д. Эти потребности, хочет он того или нет, вынуждают его вступать в определенные отношения с природой и с другими людьми: он обрабатывает поля, строит жилища, шьет одежду, создает орудия производства обменивает продукты своего труда. Из всего этого складывается материальная жизнь людей, их общественное бытие, которое имеет свои объективные законы, не зависящие от того, какие в обществе существуют идеи и теории.

Главное содержание общественного бытия составляет трудовая деятельность людей по производству материальных благ.

Благодаря труду человек выделился из животного мира. Животные не производят материальных благ, они потребляют то, что находят готовым в природе. Человек же относится к природе активно, преобразует ее, трудом создает необходимые ему материальные блага. Труд —источник всех богатств, созданных человечеством на протяжении своей истории. Не только мозг человека, но и его рука в известной мере является продуктом труда; тысячелетия трудовой деятельности совершенствовали ее, превратив в искусный орган, способный выполнять сложнейшие операции. Только благодаря труду человеческая рука достигла такой высокой степени совершенства, что смогла, по словам Ф. Энгельса, вызвать к жизни картины Рафаэля, статуи Торвальдсена, музыку Паганини.

Труд всегда составлял вечное и естественное условие человеческой жизни, главную основу существования и развития общества.

Общественное бытие людей определяет их общественное сознание, то есть взгляды, представления, идеи, теории, верования— одним словом, все то, что составляет содержание духовной жизни общества.

Чем же объясняется, что в одном обществе часто существуют различные общественные взгляды и теории? При капитализме, например, существуют как буржуазная, так и социалистическая идеологии. Первая защищает капиталистический строй. Она отражает положение класса капиталистов в буржуазном обществе и его интересы. Капиталисты эксплуатируют рабочих, в их руках находится вся полнота власти, они пользуются всеми благами жизни. Понятно, что теории, выражающие их интересы, провозглашают капитализм верхом справедливости и совершенства.

Напротив, социалистическая идеология отражает угнетенное положение пролетариата. Выражая его классовые интересы, она исследует законы развития капитализма, формулирует революционные задачи классовой борьбы пролетариата, определяет пути и средства ниспровержения капитализма и перехода к социализму.

Содержание общественных идей определяется, таким образом, условиями общественного бытия тех классов, интересы которых они выражают.

Какую бы общественную теорию мы ни взяли, ее корни, всегда уходят в общественное бытие, в материальные условия жизни общества. Отсюда следует важный вывод: основу общественного развития надо искать не в сознании людей, а в их общественном бытии, в развитии производства материальных благ