РОЖДЕНИЕ ПЛАНА
Наши планы олжны отражать объективный закон планомерного, пропорционального развития народного хозяйства. И задача государственных органов состоит в том, чтобы овладеть этим законом, научиться его применять, составлять планы, соответствующие его требованиям.
Планирование может быть текущим и перспективным, то есть рассчитанным на несколько лет вперед.
Ведущая роль принадлежит перспективному планированию. Именно в нем с особой силой сказывается способность социалистического государства не только предвидеть ход экономического развития, но и осуществлять систему действенных мероприятий, определяющих пути развития всего народного хозяйства.
Какие же показатели включаются в перспективные планы? В них определяются темпы и пропорции в развитии производства, объем и направление капитальных вложений по отраслям, республикам и экономическим районам, предусматривается создание новых промышленных центров, крупных предприятий, транспортных магистралей, осуществление технической реконструкции различных отраслей и предприятий и т. д. Перспективные планы в нашей стране обычно составляются на пять лет.
Конечно, чтобы решить крупные экономические и социально-политические задачи, требуется гораздо более длительный срок. Чем грандиознее объем народного хозяйства, сложнее его внутренние взаимосвязи, быстрее темпы научного и технического прогресса, тем больше потребность в составлении научно обоснованных прогнозов на 10, 15 и даже 20 лет. Сколько будет в стране населения, каких размеров достигнет покупательский спрос, сколько понадобится работников той или иной специальности? Ответ на эти и сотни подобных вопросов позволяет правильнее распределять силы и средства. Современные методы сбора и обработки информации, вычислительная техника сделали возможным составление таких прогнозов и, значит, основанное на них долгосрочное планирование. Но оно, разумеется, не заменит пятилетних планов. Опыт Советского Союза, а затем и других социалистических стран показал, что пятилетка — удачно выбранный срок, позволяющий сочетать в планировании деловитость и размах, увязывать долгосрочные планы с годовыми.
Пятилетние планы составляются на основе утвержденных Коммунистической партией директив. Так, XXIV съезд КПСС утвердил Директивы по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971 — 1975 годы.
Исходя из директив партии, плановые органы — от Госплана СССР до плановых отделов предприятий —разрабатывают планы народного хозяйства в целом, отдельных отраслей, объединений н предприятий. При этом процесс составления народнохозяйственного плана имеет два встречных направления — снизу вверх и сверху вниз. Коллектив каждого предприятия разрабатывает планы развития производства на данном заводе или фабрике, представляет их. в министерства и ведомства. Затем Госплан сводит воедино планы отдельных министерств и ведомств, разрабатывает общий народнохозяйственный план.
Перспективные планы реализуются путем составления и выполнения текущих (годовых) планов. С помощью текущих планов контролируется ход выполнения перспективного плана, уточняются и конкретизируются определенные в нем задачи.
Важную роль в обосновании плановых заданий играет составление балансов. Понятие баланса прямо отвечает обиходному смыслу слова «балансировать», то есть сохранять равновесие.
Всякий баланс состоит из двух частей: приходной и расходной. В первой части учитываются все ресурсы, а во второй — все расходы в плановом периоде.
Балансы делятся на материальные, денежные и рабочей силы. Материальные балансы составляются по отдельным важным видам промышленной, сельскохозяйственной продукции в натуральном выражении (в тоннах, штуках и т. д.). Например, баланс угля, баланс хлебопродуктов, баланс электроэнергии, баланс стали и т. д. Балансы составляются также по группам однородных продуктов: баланс топлива, баланс оборудования и т. д.
Материальные балансы отражают только один вид пропорций — между производством и потреблением отдельных товаров. Но чтобы сбалансировать хозяйство в целом, необходимо установить еще целый ряд пропорций. Например, между денежными доходами населения — зарплатой, выплатами колхозникам, пенсиями, стипендиями и т. д.— и их покрытием, покупкой товаров в магазинах, оплатой услуг транспорта, связи, зрелищ, общественного питания и т.д.
Когда все балансы составлены и согласованы между собой, окончательный вариант плана утверждается Советом Министров СССР и сессией Верховного Совета СССР. После такого утверждения план приобретает силу закона, обязательного к исполнению для всех. Нарушение или невыполнение плана в одной какой-либо отрасли наносит ущерб всему народному хозяйству, отражается на других отраслях производства, на транспорте, торговле, финансах и т. д.
Плановое развитие советской экономики обеспечивает ей высокие темпы роста, позволяет умножать общественное богатство страны, повышать материальный и культурный уровень жизни народа.