Тауфик аль Хаким принял меня в
Тауфик аль-Хаким принял меня в своем кабинете в газете "Аль-Ахрам". Это была башня египетских интеллектуалов. В коридоре пахло кофе, дорогими сигарами, парижскими духами. Бесшумный лифт возносил служащих и гостей на верхний этаж, где располагался кафетерий, вполне приличествовавший солидной газете Западной Германии или США. Оттуда, с верхнего этажа, открывался с одной стороны вид на двухэтажную, заполненную мчащимися автомобилями улицу, с другой - на каирский район Булак - средоточие жутких трущоб, грязных переулков, нищего, неграмотного населения. Здесь, в башне "Аль-Ахрам", у египетских интеллектуалов, живших в европейском оазисе, были кабинеты, секретарши, немалая зарплата.
Тауфик аль-Хаким с горечью говорил: "Египет вел войны для других, защищая чужие, а но свои интересы. Он истек кровью, пожертвовав своей экономикой. Мы - в упадке, а другие процветают. Эти бедуински*• нофтяные нувориши... Они приезжают к нам, скупают наши килртиры, наши земли, наших женщин, а мы, египтяне, стоим пород ними с протянутой рукой. Посмотрите на наших журналистов, инженеров, врачей. Их ввозят, их скупают боштыо нефтью арабские страны. За свои деньги с помощью египтян они создают центры культуры и цивилизации. Бегство умов! В шестнадцатом веке, после захвата Египта, турки вывезли из Египта сотни ремесленников и ученых, убив то, что сейчас мы называем научно-техническим потенциалом страны. Пусть они, арабы, объединятся с нами в одно государство и разделят наши тяготы, нашу борьбу. Иначе... Мы должны выйти из конфронтации арабов с Израилем, должны перестать воевать за арабов. Мы должны стать нейтральными. Мы должны стать Швейцарией Ближнего Востока".
Спустя два года, когда Садат съездил на поклон в Иерусалим и шел к сепаратному миру с Израилем, Тауфик аль-Хаким опубликовал эти свои идеи в газете "Аль-Ахрам". Вспыхнула дискуссия, захватившая лучшие египетские умы. Она шла на страницах газет и журналов и по накалу превосходила и интеллектуальное фехтование сторонников и противников "фараонизма" в тридцатые годы, и острые споры о "личности Египта" после поражения 1967 года.