Подавляющее большинство египтян
Подавляющее большинство египтян продолжало жить в рамках традиционного общества, будь то сфера материального производства, будь то культура, идеология, право, социальные ценности, предрассудки. Буржуазная модернизация отвергалась абсолютным большинством населения именно потому, что она означала усиление его эксплуатации и прямого ограбления и ассоциировалась в глазах масс с иностранным господством. Культурные и политические идеалы "западников" оставались чуждыми и враждебными массам, тем более что многие вафдисты были коптами, больше подверженными европеизации. "Выборы", "парламент" и прочие внешние атрибуты современного государства были "игрой эфенди", господским развлечением и не имели ничего общего с насущными интересами египетского общества.
Такая ситуация и привела к мощному возрождению религиозно-политических движений как отличительного феномена египетской общественной жизни начиная с тридцатых годов, с одной стороны, и национально-демократической революции 1952 года - с другой.
О соотношении традиционности и модернизма в общественно-политической жизни Египта XX века есть различные мнения. Приведу одно из них, принадлежащее советскому востоковеду В. В. Черновской - автору серьезного и снабженного богатой базой источников исследования "Формирование египетской интеллигенции в XIX - первой половине XX веков".
"В первой половине XX в., когда все более четко утверждалось вступление Египта на путь капиталистического развития, религиозная идеология, носителем которой была традиционная интеллигенция, не могла уже играть определяющей роли в жизни общества, - пишет она. - Конечно... прединтоллиг опция находила опору в народе - среди крестьян, полупролетарских слоев города, а также других промежуточных категории населения, оторвавшихся от традиционного общества, но не нашедших места в новом. Однако объективные тенденции развития Египта обусловливали историческую бесперспективность массовых движений, идеологически оформлявшихся представителями старой интеллигенции.
Опыт Египта наглядно показывал, что будущее принадлежало новым общественным силам, выразителем устремлений которых была интеллигенция современного типа. В этом социальном слое... особенно остро чувствовалась несовместимость старого, унаследованного от предков мировоззрения, способа мышления с новыми условиями жизни. Уже в начале XXЪ. многие представители интеллигенции стали отходить от идеалов панисламизма и мусульманской реформации".