ИТОГ ВЕЛИКИХ ИСКАНИЙ

Марксизм был подготовлен долгим и трудным развитием всей человеческой истории. Изнывая под бременем беспощадной эксплуатации, народные массы всегда хранили мечту о светлом будущем. Эта мечта изливалась в песнях и сказаниях, прорывалась наружу и клокотала гневом в восстаниях и революциях.

Лучшие умы человечества стремились понять историю общества. Они создавали философские системы, экономические теории, рисовали картины идеального общественного строя, в которых находила отражение народная вера в торжество справедливости. Однако неразвитость общественных отношений и недостаток научных знаний обусловили утопический характер этих взглядов.

Предпосылки для возникновения научного коммунистического мировоззрения созрели только к середине XIX века. Вместе с капитализмом возник и рабочий класс —могильщик эксплуататорского строя. Он возвестил о себе революционными выступлениями (восстания лионских и силезских ткачей, чартистское движение). Рост капиталистического производства дал толчок бурному развитию естествознания, которое накопило достаточно фактов для создания научной картины мира.

Почва для нового мировоззрения была подготовлена. О том, что необходимость в нем назрела, свидетельствовало и развитие философских и политических теорий. К этому времени передовая общественная мысль, выражая потребности практики, уже поставила те вопросы, на которые должно было ответить марксистское учение. Немецкая классическая философия, английская политическая экономия и французский утопический социализм стали теоретическими источниками марксизма.

Выдающимися представителями немецкой классической философии были Г. Гегель и Л. Фейербах. Заслуга Гегеля состояла в. том, что он разработал учение о развитии. Однако это учение было ограниченным, так как Гегель полагал, что развивается не природа, а некая абсолютная идея, представляющая собой основу и конечную причину мира. Фейербах, напротив, доказывал, что природу можно объяснить из нее самой, не прибегая к мистическим и антинаучным представлениям об абсолютной идее. Но его взгляды тоже страдали ограниченностью. Он не понял огромного значения гегелевского учения б развитии, не сумел применить его к природе и истории. Учения Гегеля и Фейербаха содержали идеи, которые послужили исходным пунктом для создания марксистской философии.

В политической экономии предшественниками марксизма были английские экономисты А. Смит и Д. Рикардо. Показав, что основным источником всех богатств общества является труд, они подготовили создание научной политэкономии.

Из курса истории вы хорошо знаете имена А. Сен-Симона, Ш. Фурье и Р. Оуэна— великих социалистов-утопистов XIX века. Они подвергли беспощадной критике капиталистический строй и разработали планы идеального общества, но не смогли указать реальных путей к этой цели. Социалисты-утописты наивно полагали, что ее молено достигнуть просвещением общества и нравственным переубеждением эксплуататоров. Тем не менее в их учениях были поставлены проблемы, которые затем получили разработку теории научного социализма.

Маркс и Энгельс были не просто продолжателями своих теоретических предшественников. Они критически переработали идейное наследие прошлого и создали новое учение, выражающее коренные интересы самого передового и революционного класса—пролетариата.

Основоположники марксизма совершили революционный переворот в общественной мысли:

они поставили общественную теорию на строго научную основу, освободили ее от ложных идей, фантастических представлений, утопических схем; впервые идеология, под которой обычно понимают систему общественных взглядов, стала наукой, обратилась к изучению законов исторического развития;

они превратили общественную теорию в идеологию массового пролетарского движения, вывели ее из тиши кабинетов, где она была достоянием «аристократии духа», на широкую арену классовых битв за интересы трудящихся;

они преодолели созерцательность общественной мысли,, отрыв теории от практики, вооружили трудящихся идейным оружием преобразования мира.«Учение Маркса всесильно, потому что оно верно» — так В. И. Ленин определил источник силы и влияния марксизма.