Люис Авад был трагически одинок
Люис Авад был трагически одинок Он не нашел публичной поддержки ни у кого. Его вторая и третья статьи - ответы критикам - были уже оборони гольными по содержанию и мягкими по тону. Его ПОЗИЦИЯ, если ее схематизировать, - позиция левого мысли юли. пытающогося стоять как бы над схваткой в силу своего ума и знаний, близкого к марксизму, но не марксиста.
Каждая беседа с ним в редакции все той же "Аль-Ахрам" требовала работы ума, но приносила удовлетворение. Встречи с ним внушали веру в египетский народ, у которого есть такие мыслящие головы.
Люис Авад был изгнан из Каирского университета в 1954 году, а в 1959 году попал в концлагерь, откуда был выпущен в 1961 году. Насер поднял его на видный пост заведующего отделом культуры в "Аль-Ахрам", и он стал одним из самых выдающихся критиков, литераторов, деятелей культуры Египта. Несмотря на личный горький опыт, на скептический ум, он связывал надежды с социально-политическим экспериментом насеровской эпохи. С каждым годом сохранения режима Садата он впадал во все более мрачное расположение духа.
Мы прощались с Люисом Авадом летом 1979 года. Я уезжал из Каира, закончив четырехлетнюю работу в качестве корреспондента. При расставании Авад был печален и строг. Прошел примерно год после той нашумевшей дискуссии. Был заключен сепаратный мир с Израилем. В Каире появилось израильское посольство. На Синае расположился передовой батальон из американских "сил быстрого развертывания". Арабские страны, за исключением Судана и Омана, порвали отношения с Египтом.
Садат по-прежнему метался в поисках оправдания той цены, которую он заплатил за мир. Он был главным оратором телевидения, часами занимая программы, был главным публицистом, главным экономистом, главным военным стратегом. Я спросил Авада, как он относится к потоку аргументации в пользу сепаратного мира. В глазах усталого и больного человека вспыхнул на миг огонек полемиста. "Базар, где продают мифы. Базар, где продают сновидения", - с сарказмом сказал он.
Я решительно отвергаю утверждение, что религия является подходящим базисом для политического действия. Наш национализм должен основываться на наших интересах, а не верованиях.