ТРУД УМСТВЕННЫЙ И ТРУД ФИЗИЧЕСКИЙ
ТРУД УМСТВЕННЫЙ И ТРУД ФИЗИЧЕСКИЙ
Еще социалисты-утописты мечтали о временах , когда удастся покончить с одной из величаиших несправедливостей классового общества— делением людей на работников умственного и физического труда.
Социализм покончил с былой противоположностью в этой области. Умственный труд перестал быть передаваемой по наследству привилегией, всем открыт доступ к знаниям. Советская интеллигенция— плоть от плоти рабочего класса и колхозного крестьянства, у нее одни интересы и одна судьба с основными классами общества. С другой стороны, культурная революция приобщила к науке, технике, искусству широкие народные массы. Миллионы изобретателей и рационализаторов, участников художественной самодеятельности, миллионы рабочих и крестьян, заполняющих свой досуг учебой и творчеством,— интеллигентные люди в самом высоком смысле слова.
Все это, однако, не отменяет того факта, что в обществе сохранилось деление людей на работников умственного и работников физического труда. Можно ли окончательно упразднить это деление и как этого добиться? Одно из решений, предлагавшихся еще социалистами-утопистами, состоит в том, чтобы чередовать труд умственный и труд физический.
Такое чередование уже сейчас имеет место в деятельности многих людей. Например, рабочий, выполнив свое трудовое задание, садится за учебу или разработку технического усовершенствования; математик, целый день просидевший над теоретическими выкладками, в свободное время возделывает сад. В этих случаях, как мы видим, смена занятий происходит в нерабочее время, основная профессия человека остается той же, и в ней по-прежнему преобладает умственный или физический труд.
Чередование труда получит еще большее развитие по мере сокращения рабочего времени. Оно полезно и для человека и для общества. Однако современное производство и наука требуют от людей специализации. Какой бы труд мы ни взяли — труд наладчика, агронома, учителя,— для него необходимы знания, опыт, квалификация. Чтобы добиться мастерства, человек должен посвятить себя в основном какой-то одной области, в совершенстве овладеть избранным делом.
Где же искать решение проблемы? По-видимому, на путях такого изменения содержания физического труда, которое сблизило бы его с умственным. Иными словами, надо, чтобы сама работа на производстве требовала от работников высокой умственной культуры, открывала возможность для творчества.
Именно к этому ведет научно-техническая революция. Прежде всего окончательно исчезает тяжелый ручной труд: повсюду на помощь людям приходят машины; только за последние два-три десятка лет навсегда ушли в прошлое несколько сотен профессий, требовавших непомерной затраты человеческих сил, наносивших большой вред здоровью людей, сокращавших сроки их жизни.