[3]
Лень не врожденное качество. Она порождается праздностью и соответствующим воспитанием. В новом обществе человек с детства проходит школу трудового воспитания, учится видеть в созидательном труде высшую цель и смысл жизни. Ну, а если даже при таких условиях отдельные люди проявляют нерадение и трудятся кое-как, спустя рукава, то общество сумеет на них воздействовать. Уже сейчас мы ведем успешную борьбу против отдельных людей, предпочитающих тунеядство честному труду. Почему же надо предполагать, что в будущем, когда труд по спо- собностям станет жизненной потребностью всех или почти всех людей, один ленивец сможет разложить, скажем, 10 тысяч тружеников? Конечно, тысячи тружеников сумеют заставить бездельника работать на совесть.
Другой аргумент буржуазных идеологов заключается в следующем. Одни из них говорят, что, коль скоро общество станет удовлетворять всех по потребностям, у людей тут же взыграет «инстинкт» обогащения, каждый постарается взять себе побольше, а в итоге общественное богатство будет разворовано. Другие, наоборот, изображают дело так, будто коммунистическое общество станет регламентировать потребности людей, выдавать каждому одинаковую порцию одних и тех же продуктов, одевать всех в стандартную одежду и т. д. Нарисовав такую мрачную картину, клеветники оплакивают участь «несчастных коммунистических людей», которым-де придется распрощаться с личными вкусами, отказаться от всех радостей жизни и превратиться в стандартные манекены.
Здесь опять-таки мы видим пример того, как буржуа пытаются судить о коммунистическом человеке по своему образу и подобию. Люди, воспитанные в духе буржуазной морали, попади они в коммунизм, действительно выкинули бы клич: «Тащи, что можешь!» Однако в том-то и дело, что стяжатели в коммунизм не попадут. Коммунистический принцип распределения, как говорилось, вводится полностью тогда, когда в обществе победила коммунистическая мораль, достигла достаточно высокого уровня сознательность всех людей. А одна из самых важных черт сознания коммунистических людей состоит в том, что у них не возникает чрезмерных извращенных потребностей, что их потребности всегда разумны.
Сознательному человеку коммунистического общества никогда не придет в голову дикая мысль требовать себе, скажем, особняк ,на 100 комнат, когда ему вполне достаточно трехкомнатной квартиры. Или. увешивать стены своего жилища замечательными полотнами живописи, которым место в музее и других общественных местах, где каждый сможет ими любоваться. Или набивать сундуки одеждой, а погреб — запасами пищи, когда все, что ему действительно необходимо, он может свободно получить с общественного склада и из общественных запасов.