Если его религиозные и социальные
Если его религиозные и социальные идеи были пронизаны духом реформации, то его политические лозунги оказались подходящими для махровой реакции, и ими, как знаменем, стало размахивать османское правительство в своих претензиях на сохранение или даже расширение разваливавшейся Османской империи.,
Верой в якобы благотворную для Египта миссию султана-халифа отличался и Мухаммед Абдо. Заметим, что протурец-кие симпатии разделяло большинство египетских националистов: главным врагом была Англия, и в борьбе против нее пытались опереться на турецкого султана. Лишь политика отуречивания арабских провинций Османской империи, которая стала интенсивно проводиться накануне первой мировой войны, отрезвила египетских националистов-идеалистов. Но, выступая против Англии, Мухаммед Абдо почитал ее государственное устройство как образец и верил в сотрудничество с англичанами в интересах Египта. Он не рассчитывал на реальность создания всеисламского государства и предлагал сначала обновить религию, чтобы изменить образ жизни египтян и добиться социальных перемен. Он остался в памяти египтян как крупнейший религиозный реформатор.
Другие реформаторы, образовавшие либеральное направление, как правило получившие западное образование, полагали, что, сохранив религию в сфере культа, морали, может быть, семейного права, нужно следовать западной модели в социально-политической области. Но эти образцы должны быть достоянием и сферой деятельности "верхов", элиты, а религия пригодна для того, чтобы держать в узде массы.
Развитие египетской общественной мысли происходило в стране, которая отнюдь не существовала изолированно от внешнего мира. Запад не был миролюбивым, доброжелательным соседом за забором. За ним нельзя было просто наблюдать, изучать, спокойно прикидывая, что из его опыта подходит, а что нет. Буржуазный Запад бесцеремонно ворвался в Египет в XIX веке своими товарами, своими займами, закабалившими страну, своей прямой военной оккупацией. Запад в лице Великобритании пришел отнюдь не как филантроп, не как старший брат с протянутой рукой помощи отставшему Египту, не для того, чтобы поднять его на уровень своей цивилизации, а как циничный эксплуататор и грабитель, препятствующий прогрессу Египта, как грубый имперский солдат, оседлавший один из самых стратегически важных плацдармов в Азии и Африке. Английские казармы в центре Каира, на берегу Нила, где сейчас возвышается отель "Хилтон", и в зоне Суэцкого канала были достаточно убодитольными свидетельствами того, как мыслил Лондон (пои взаимоотношения с Египтом. И сколько раз прекраснодушные им/мо 1ии арабских либералов разбивались вдребезги при столкновении с голым хищничеством Запада.