Экономические беды диспропорции
Экономические беды, диспропорции, неурядицы, уродливые стороны "инфитаха", усиление социального неравенства, распадение старого общества и отсутствие ему видимой альтернативы, неудачи режима в столкновении с Западом, его неспособность защитить национальную самобытность - все это вселяет недовольство в умы и сердца и вносит смятение в души людей. Американизация, навязываемая массовому народному сознанию телевидением, открывает мир, настолько чуждый большинству, что вызывает протест, отталкивание, сама по себе заставляет людей искать чего-нибудь устойчивого, постоянного, своего. Мусульманские фундаменталисты обращаются к массам на их языке, используют понятные им образы и стереотипы. Их пропаганда представляет собой яркий контраст банальности и ханжеству официальных средств информации.
До какого унижения довел садатовский режим мусульман, показал Кэмп-Дэвид, сепаратный мир с Израилем. Позиция "Братьев-мусульман" основывается на своем собственном видении истории и исторических прецедентов. Они вспомнили о борьбе пророка Мухаммеда с евреями, проецируя ее на борьбу мусульманского мира с сионизмом и Израилем. Фундаменталисты постоянно подчеркивают, что евреи "никогда не откажутся от веры, что они - богом избранный народ". Весь замысел Садата был ложен: он принимал идею ближневосточного порядка, хотя само понятие "Ближний Восток" является невыносимым для мусульманских чувств, ибо определяет мусульманский мир через его отношения с Западом - "под еврейской гегемонией". Невозможно вести переговоры с захватчиком и уступать ему исторические права, считали фундаменталисты. В Египет вторгались и раньше. Он оказывал сопротивление агрессору и должен опять оказать сопротивление.
Правители должны покинуть свои "сказочные дворцы", оставить свои дорогие машины и свои претензии, чтобы возглавить борьбу. Иначе ставится под вопрос законность их власти.
Когда мы говорим "мусульманские фундаменталисты", мы имеем в виду не только "Братьев-мусульман". Спектр тех, кто апеллирует к исламским ценностям, живет надеждой на возвращение "золотого века ислама", - широк. В Египте существует почти сотня религиозных организаций различного толка, с разной долей их политизации, от тех, кто только молится вместе, до мусульманских боевиков, которые не просто верят в насилие, но прибегают к нему, представляя собой единственную в настоящее время вооруженную оппозицию режиму. Но если не вдаваться в детали, мировоззрение большинства из них совпадает в общих чертах с основными идеологическими установками "Братьев-мусульман".