Даже в период отчаяния социальных
Даже в период отчаяния, социальных трудностей, выбирая между крайними решениями и стремлением достичь компромисса, сохранить мир, большинство египтян предпочитает второе. Этот феномен известен, и автор этих строк отнюдь не считает себя его открывателем. О нем писали и иностранцы и египтяне. Сошлюсь хотя бы на публициста Гали Шукри и его сборник очерков "Мемуары умирающей культуры", посвященный социальной и политической мысли Египта. Он писал, что глубокая религиозность египетского народа открывала поле маневра для "Братьев-мусульман", давала им возможность управлять чувствами людей, мобилизовать их на поддержку своих устремлений. Но "Братья-мусульмане" потерпели поражение в сороковые - пятидесятые годы из-за своего экстремизма, "крайней политической реакционности, не отвечавшей нуждам народа, мечтающего о прогрессе". "Египетский народ, синтезировавший в своей крови многие цивилизации и религии, оказывал гостеприимство тем, кто предлагал мирные, умеренные решения", - полагал Гали Шукри.
Читателю может показаться, что весомые контраргументы, приведенные здесь, свидетельствуют об убеждении автора в том, что мусульманский фундаментализм в Египте не имеет будущего. Нет. В оценке этого сложнейшего социально-политического и идеологического явления автор предпочитает "быть египтянином", не решаясь на категорический ответ ни "за" ни "против".
Исторический опыт показывает, что движение мусульманских фундаменталистов может дестабилизировать до основания существующий режим, отняв у него религиозное прикрытие и сорвав с него одежды мусульманской легальности. Кому оно тем самым расчистит путь: себе или другим? Сказать трудно. Национальный характер египтян, на который я сослался, тоже не остается окаменевшим, раз и навсегда данным. Он меняется медленно, очень медленно под воздействием перемен в области социально-экономических отношений, культуры, образований, коммуникаций, естественно, отставая от этих перемен. Но сами-то перемены убыстряются, ускоряя и перестройку национального характера.
Ничто не вечно.
Даже на берегах Нила, в тени Сфинкса и пирамид.