Что касается понимания положения
Что касается понимания положения в Советском Союзе и других социалистических странах, то "Братья" не шли дальше стереотипов, созданных западной пропагандой. Как бы то ни было, капитализм эквивалентен беспардонному индивидуализму и, таким образом, социальному хаосу, а коммунизм - атеизму, и все они объединены в материализм. Горечь, которую чувствуют "Братья" по отношению к египетскому капитализму, подталкивает их к мысли считать весь капиталистический Запад и его лидера - США своим реальным врагом.
"Изгоните империализм из ваших душ, и он оставит ваши земли", - призывают "Братья". Сейчас они вспоминают предупреждение Сейида Кутба о том, что подлинная опасность лежит в духовном и умственном империализме, потому что в отличие от военного и политического империализма, который рождает оппозицию, этот тип империализма усыпляет, успокаивает, обманывает свои жертвы.
Появление Израиля идентифицируется с крестовыми походами, а сионизм полностью ассоциируется с империализмом Запада. Агрессивные действия Тель-Авива лишь подогревают антиизраильский настрой "Братьев-мусульман".
Выход, который предлагают "Братья", - "возвращение к истинному исламу". Мусульмане могут сопротивляться западной и вообще иностранной идеологии, потому что они не нуждаются в ней, ибо ислам включает в свое учение лучшие черты их всех.
Конечная цель "Братьев" - создание исламского режима, который включает в себя образование "мусульманского государства, основанного на шариате". "Коран - наша конституция!" - провозгласил Хасан аль-Банна в середине тридцатых годов, и этот лозунг с не меньшим нажимом повторяют и сейчас. Кроме Корана мусульманское государство должно строиться на принципах консультаций, а правители должны связывать учение ислама и волю народа. И учение ислама и волю народа, по их мнению, естественно, должны интерпретировать лидеры "Братьев", и с ними же надлежит консультироваться правителям.
Но как можно приспособить законы, созданные десять - тринадцать веков назад, к проблемам сегодняшнего дня? Не слишком ли противоречит строгое применение шариата реальностям нашей эпохи, общества конца XX века? Нет, утверждают "Братья", предлагая вновь "открыть двери иджтихада". Под этим термином подразумевается право юристов-богословов выносить суждения о явлениях общественной жизни, которые не охвачены шариатом. В конце III века хиджры, когда было кодифицировано мусульманское право, "двери иджтихада" были закрыты, потому что предполагалось, что новые правовые нормы незачем создавать, так как все стороны жизни были охвачены существовавшими нормами, являвшими собой волю аллаха. Обращение к иджтихаду должно было, по мысли "Братьев", и не только их, открыть возможности гибкого приспособления мусульманского права к потребностям эпохи.