А пока что будем довольствоваться

А пока что будем довольствоваться гипотезами.

Итак, древний египтянин обратился к земледелию и скотоводству, что вызвало переворот во всем его существовании, привело к быстрому развитию цивилизации. Процитируем снова И. Н. Клингена, который привлекает нас не только подбором фактов, но и художественным воображением, зачастую не менее важным для воссоздания картины давно ушедших эпох:

"Время шло, все более расширялись границы обработанных земель, увеличивалось многолюдство, росла общественная инициатива. Принцип кооперации получил теперь неслыханные доселе значение и объем.

Всюду проводились осушительные канавы; устраивались большие сооружения для регулирования периодического разлива нильских вод; поверхность полей выравнивалась периодическим заилением во время разливов Нила; вырубались и выкорчевывались леса, кустарники; земноводному царству объявлена была непрестанная война; крокодилы, гиппопотамы и большие змеи покинули Египет. На осушенных болотах завели пастбища; на них развели огромные стада быков, коз и овец. Идея кооперации впервые соединила сплоченные государственные единицы, которые первоначально, вероятно, составляли союзы небольших феодальных княжеств. Народ горячо праздновал первую молодость, ясно сознавал полноту развития своего самобытного творчества, проявление своей коллективной воли, первую победу над окружающей средой, обращенной им из диких зловонных болот и аллювиальных наносов, изрытых глубокими водомоинами, загроможденных всякой растительном дичью, - в ровную гладь хлебных нив и жирных пастбищ".

Не осталось в спячке и духовное начало в человеке. "Уже с первых дней истории сложившийся в доисторическое время культ Осириса, основанный на поклонении Нилу как источнику земных благ, в противоположность злому могущественному духу пустыни, казался неполным. Религиозное мировоззрение потребовало вскоре более общей формулы, более величественного и глубокого содержания, и оно вылилось в законченном культе поклонения пресветлому Горусу - богу солнца, источнику всего сущего, творцу всякой жизни, радости, истины на земле и прообразу бессмертия за гробом. Народ сознал свою духовную мощь... и в соответствии со своей широко расцветающей культурой он создал Великого Сфинкса...