Размыв берегов Нила происходит

Размыв берегов Нила происходит. Но когда провели полевые исследования, в большинстве мест он был ниже, чем до строительства высотной Асуанской плотины. Размыв северной части дельты ускорился, но и до строительства Ас-Садд аль-Аали он шел весьма интенсивно.

Много косяков сардины действительно на какое-то время покинули прибрежные воды Египта. Затем часть из них вернулась. Причины рыбной миграции требуют изучения, и их связь с уменьшением выноса ила еще надо установить. Но вместо сардин десятки тысяч тонн рыбы стало давать озеро Насер, и не сардин, а полупудовых нильских окуней.

Еще не был перекрыт Нил, а на страницах многих западных изданий стал раздаваться плач по "гибнущим в искусственном водохранилище шедеврам древнеегипетской архитектуры". Воды озера Насер должны были полностью затопить храмы Абу Симбела и острова Филе. Абу Симбел - четыре сидящих колосса и вырубленные в скале внутренние помещения, покрытые бесподобными фресками. Филе - храмы богинь Хатор и Исиды и сооружения греко-римской эпохи. Когда после строительства старой Асуанской плотины был полузатоплен остров Филе, где стали быстро разрушаться древние храмы, плача не было. На этот раз рыдания были тоже "политизированными".

Египтяне вместе с ЮНЕСКО, другими международными организациями сумели спасти памятники древней архитектуры. Сами работы стали маленьким шедевром инженерии. Памятники разделили на блоки, распилили на части, перенесли в безопасное место и снова собрали. Остров Филе предварительно окружили металлической плотиной и откачали воду. Спасали не только сами памятники, но и ландшафт, сохраняя единство зодчества и окружающей среды. Над прежним Абу Симбелом насыпали холм - точную копию старого, в который "вмонтировали" древний храм. Рядом с Филе нашли более высокий остров, придали ему форму и размеры старого Филе, в том же порядке расставили храмы. Будь у древних зодчих на острове место, они, возможно, нашли бы лучший вариант расположения храмов, но соль восстановительных работ в том и состояла, чтобы сохранить все в своем, так сказать, исторически сложившемся естестве.